Класс: 2
Предмет: Русский язык
Тема: Глагол: значение
Цель: познакомить детей со словами, обозначающими действия и отвечающими на вопрос что делать, что сделать?, формирование представления о глаголе как части речи.
Задачи:
- обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;
- формировать представление о глаголе как части речи, о функциях глагола в речи, формировать умение находить глагол среди других частей речи в предложении по вопросу;
- развивать умение использовать глаголы в устной и письменной речи; решать проблемные ситуации, анализировать, сравнивать, обобщать, контролировать результаты своей деятельности;
- воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела, желание и умение выражать и аргументировать свое мнение.
Формируемые на уроке универсальные учебные действия:
Личностные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять внимание, принимать личное участие в процессе познания; готовность к сотрудничеству; интерес к способам решения учебной задачи; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные - находить и использовать необходимую информацию; самостоятельно искать способы решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений, доказательств.
Коммуникативные - умение слушать, выражать свои мысли, ясно и четко излагать свое мнение; контролировать, корректировать действия партнера; распределять роли, владеть монологической и диалогической формами речи; умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Регулятивные - регулировать свои действия; ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще предстоит узнать; умение составлять план действий; определять отклонения и отличия от эталона в своей работе, формулировать конечный результат действий; контролировать и оценивать процесс своей деятельности; самооценка личностных достижений на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2 класс, 2 часть; компьютер, презентация, тест.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
Ι. Организационный момент.
- Начинаем урок русского языка.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать,
Красиво, грамотно писать.
А урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране знаний. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное. У вас у каждого на парте лежит секретный конвертик. Открывать его нельзя. Мы его откроем в конце урока.
Итак, начинаем путешествие!
Кто за приключения?
Все без исключения?
Скорей поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
ΙI. Минутка чистописания.
Учитель: Мы отправляемся из порта Чистописания на кораблике. На воде небольшое волнение, как в этих строчках:
лЛл ЛлЛ
Учитель: Давайте вспомним, какие это буквы? (Эти буквы обозначают звонкие непарные согласные звуки.)
Откройте тетради, запишите число, классная работа, третьей строкой нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв Л.
Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.
III. Актуализация знаний.
Сначала мы путешествуем по океану Повторения. Сейчас вспомним, что вы знаете об имени существительном. Перед вами лежит тест. Я читаю вопрос, а вы отмечаете галочкой выбранный вариант ответа. Задача понятна?
ТЕСТ
1. Имя существительное – это…
А) часть речи, которая обозначает предмет;
Б) часть речи, которая обозначает действие предмета.
2. Имя существительное отвечает на вопросы:
А) что делает? что сделает? Б) кто? что?
3. На какой вопрос отвечают слова: дым, пенал, стул, груша?
А) кто? Б) что?
4. В каком ряду слова отвечают на вопрос кто?
А) мама, дедушка, собака Б) диван, шкаф, ваза
5. Выберите верное утверждение:
А) Имена собственные пишутся с маленькой буквы
Б) Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
6. Укажи, какие это существительные: линейка, телефон, окно, камень?
А) неодушевлённые Б) одушевлённые
7. В какой строке существительные стоят в единственном числе?
А) звезда, ребята, кони Б) книга, щука, победа
8. В какой строке существительные стоят во множественном числе?
А) строители, кроты, ученики Б) друзья, заморозки, белка
Теперь проверим, у кого такие ответы, поднимите руку. Проверим правильность ответов.
IV. Словарная работа.
Учитель: Молодцы, ребята! Мы успешно справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие. Нам нужно попасть на остров Словарных слов. Как же нам туда добраться? Я предлагаю вам продолжить путешествие на воздушном шаре.
- Как называется место у этого летательного аппарата, в которое помещают пассажиров? Это – корзина. (Слайд 2)
Корзина – это плетеное изделие, для хранения вещей, для упаковки, переноски. Ещё говорят: корзинка, плетенка, плетушка, корзиночка. Какие бывают корзины? (Слайд 3) (для грибов и ягод, для бумаг, баскетбольная, бельевые, причёска).
- Это слово – многозначное. Запишите, пожалуйста, слово корзина в тетрадь. Поставьте ударение на и. Подчеркните безударную гласную о, непроверяемую ударением. Написание этого слова надо запомнить.
Продолжим словарную работу в загадках: (Через поле напрямик скачет белый воротник. Кто это? Запишите отгадку) заяц
(Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. Запишите, кто это) лисица
(Зимой спит, летом ульи ворошит. А это кто?) медведь
А теперь проверим отгадки. Какие словарные слова вы записали? Хорошо, правильно. Проверим написание данных слов.
С любым словарным словом записать предложение.
Молодцы!
Двигаемся дальше.
V. Работа по теме урока.
а) Создание проблемной ситуации;
Ой!!! Внизу видны какие-то строения. Приземляемся. Это страна под названием Глаголия. Я знаю очень интересную историю об этой стране. Много - много лет назад в ней жили только имена существительные. Были тут и солнце, и дома, и цветы, и деревья, и люди, и птицы, и животные. Вот только все они будто замерли. Не было в этой стране жизни. Было ощущение, что какой – то злой волшебник заколдовал всё вокруг. Однажды в город пришли путники. И вдруг произошло чудо! Птицы вдруг запели, защебетали. Ветерок подул. Цветы зацвели, запахли. Трава зазеленела. Машины поехали, зафырчали. Пчёлы и шмели зажужжали. Дети побежали, засмеялись. Догадайтесь, что это за путники были? Как их звали?
Учитель: - А были волшебниками слова, которые обозначают действия. Можно ли представить жизнь без движения? Конечно, нет. Слова, которые обозначают действия предметов, называются ГЛАГОЛЫ. От старого слова «глаголить», т.е. «говорить».
Теперь вы можете сказать, что за путники вошли в страну Глаголия? Как их звали? (Глаголы)
VI. Определение темы и постановка целей и задач урока.
Вот мы и определили с вами тему нашего урока. О чём мы будем говорить? Мы познакомимся с глаголом, как с частью речи.
Узнаем… какие слова называют глаголами; на какие вопросы отвечают глаголы.
Научимся…находить глаголы в тексте, подбирать глаголы к именам существительным;
Проверим…чему научились на уроке.
VII. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
Продолжаем наше путешествие на кораблике.
Все на борт! Но прежде, чем отправиться дальше, надо навести порядок. Драим палубу! Моем иллюминаторы, начищаем до блеска всё судно. Драим палубу руками, ногами, шваброй. Взбираемся на смотровую площадку. Построились!!!
- Что мы с вами делали? (Совершали действия). А как называются в русском языке слова, обозначающие действия? (Глаголы). Смотрим вдаль сначала направо, потом налево. Видите что – нибудь?
VIII. Работа по закреплению нового материала.
Я вижу на горизонте землю. Да мы с вами вплотную подошли к материку Закрепляндия.
а) Чтение правила по учебнику – (с.68).
б) Работа по учебнику.
(с.68 упр. 116) – запись глаголов. Что делает мальчик (моет, поливает, стирает, читает). Составьте предложение по любой картинке и запишите:
- Мальчик поливает цветок.
-Подчеркните слово, обозначающее действие предмета. Какое это слово?
д) Резерв:
Комментированное письмо.
-Составьте предложения про девочку.
- Что делает девочка?
- Запишите предложение: Девочка читает книгу.
- Назовите главные члены предложения. Запомните сказуемое выражено глаголом.
с. 69 упр. 118 – Назовите сказку, все ли действия животных названы правильно? Запишите предложения правильно, дети записывают составленные предложения, подчёркивают глаголы.
Игра «Подберите глагол к существительному».
собака летела
конь мчался
путник скакал
ракета шёл
грузовик бежала
черепаха ползла
IX. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Я думаю, что пора возвращаться в школу и вспомнить, о чём мы говорили на уроке. Давайте досчитаем до 3 и окажемся в классе: 1,2,3.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … ! (Глагол)
-Выпишите глаголы.
А теперь проверим, какие глаголы вы выписали? Почему вы считаете, что это глаголы?
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Домашнее задание
Стр 68 правило, стр 72 Упр 124
X. Рефлексия.
Посмотрите на экран.
В начале урока мы с вами определили цели и задачи. Как вы думаете, мы с ними справились? Давайте вместе с вами закончим фразы:
Я узнал (а)….
Я научился(лась)…
Мне понравилось на уроке…
Вас ждёт ещё многое впереди - мир знаний необъятен, человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Спасибо за урок! Мне очень приятно было с вами работать. Урок окончен.
9