Конспект урока по русскому языку
Изложение «Лисички»
Цель: обучение написанию изложения по данным к нему вопросам
Задачи: Образовательные:. способствовать усвоению знаний составлять текст по готовым вопросам, правильно отбирать слова для ответов на вопросы.
Развивающие: : способствовать развитию связной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления, орфографической зоркости
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах; осуществлять взаимоконтроль.
Предметные: Способствовать развитию умения ориентироваться в средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов
Ход занятия:
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку
3. Работа над изложением.
-Организация восприятия текста
Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение.
Вспомним, что же такое изложение? (это письменный пересказ)
Верно! Мы с вами уже пробовали писать изложение. А о чём оно будет сегодня вы должны догадаться, но с помощью моей подсказки-загадки:
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб –
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются ... (лисички).
Молодцы! Расскажите, как вы поняли, что речь идёт о лисичках? (ответы детей)
Хорошо. Действительно сегодня изложение будет о лисичках.
Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха. Лисички – очень вкусные грибы.
А теперь посмотрите на доску и приготовьтесь прочитать текст целыми словами самостоятельно и в пол голоса. (жужжащее чтение)
А сейчас Ваня прочитает нам этот текст вслух. (один ученик читает текст)
-Анализ текста
О чём этот текст?
Давайте попробуем озаглавить этот текст. Что передаёт заголовок текста? (тему)
Слушаю ваши предложения (ответы детей)
Наиболее точно всё-таки подходит заголовок «Лисички», запишем его в тетрадь.
Почему же лисички так названы? (они похожи на зверя лисичку цветом) На что похожи лисички по цвету? (на морковь) Что обозначает выражение «Стайка лисичек»? (стайка лисичек похожа на стайку птичек) Сможем ли мы по этому описанию отличить лисички от других грибов? (да)
Приступаем к плану.
План у нас будет состоять из вопросов. Рядом будем записывать опорные слова. Но последнего пункта плана-вопроса не будет. Мы вместе должны будем дополнить этот последний пункт.
Читаем 1 вопрос, подчеркните в вопросе слово, с которого будет начинаться ответ (Лисички). Находим на него ответ в тексте. Какие слова будут нам помогать вспомнить этот ответ? (яркого, морковь). Запишем в тетрадь. Обратите внимание, когда будете записывать ответ – перед союзом как ставится запятая, потому что это сравнение! Лисички сравнивают по цвету с морковью.
Читаем 2 вопрос. Находим на него ответ в тексте. Какие слова будут нам помогать вспомнить этот ответ? (высокая ножка, зонтик). Запишем в тетрадь. подчеркните слово, с которого будет начинаться ответ.
Читаем 3 вопрос, подчеркните в вопросе слово, с которого будет начинаться ответ (в серединке). Находим на него ответ в тексте. Какое слово будет нам помогать вспомнить этот ответ? (росинка). Запишем в тетрадь.
Читаем 4 вопрос, подчеркните в вопросе слово, с которого будет начинаться ответ (эти). Находим на него ответ в тексте. Какое слово будет нам помогать вспомнить этот ответ? (рано). Запишем в тетрадь.
Читаем 5 вопрос, подчеркните в вопросе слово, с которого будет начинаться ответ (стайка). Находим на него ответ в тексте. Какие слова будут нам помогать вспомнить этот ответ? (весело, из мха). Запишем в тетрадь.
-Попробуйте задать вопрос к последнему предложению. (предположения детей)
И так, давайте допишем 6 пункт-вопрос «Какие лисички на вкус?» Какое же опорное слово запишем? (вкусные)
План
Какого цвета лисички? | Яркого, морковь |
Как выглядят лисички? | Высокая ножка, зонтик |
Что дрожит в серединке листа? | росинка |
Когда появляется этот гриб в лесу? | рано |
Откуда и как смотрит стайка лисичек? | Весело, из мха |
Какие грибы на вкус? | вкусные |
Какие орфограммы встретились нам в словах?
Лисички – чк\чн
Морковь – парн. согл. Как проверим? моркови
Ножка – парн.согл. Как проверим? Нога (черед. Г\ж)
Росинка – пров. безуд. гл. в корне. Как проверим? Росы
Вкусные – непроизн.согл. Как проверим? вкус
-Устный пересказ с использованием опорных слов
Давайте попробуем пересказать этот текст. Читаем вопрос и пробуем на него ответить.
Какого цвета лисички? Лисички яркого цвета, как морковь.
Как выглядят лисички? Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик.
Что дрожит в серединке листа? В серединке листа дрожит росинка.
Когда появляются эти грибы в лесу? Этот гриб рано появляется в лесу.
Откуда и как смотрит стайка лисичек? Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха.
Какие грибы на вкус? Лисички – очень вкусные грибы.
У нас получилось ответить на вопросы! Прочитайте текст ещё раз про себя.
А теперь приступим к написанию изложения. Первые три пункта выполним вместе, далее будем работать самостоятельно.
Алина читает 1 вопрос и отвечает на него. А вы записываете ответ к себе в тетрадь.
Миша читает 2 вопрос и отвечает на него. Ответ записываете себе в тетрадь.
Кирилл читает 3 вопрос и отвечает на него. Ответ записываете в тетрадь. Далее работаем самостоятельно.
- Кто написал изложение, перечитайте свой текст ещё раз.
Посчитайте количество предложений.
Найдите слова, в которых встречались орфограммы. Подчеркните их.