СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Дательный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомимся с дательным падежом,работаем с различными заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Дательный падеж"»

Урок русского языка (3 класс).

Тема: «Дательный падеж».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); формирование самоконтроля; осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: формулирование познавательной цели; доказательство;синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; построение логической цепи рассуждений; структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов действия; навык самоконтроля; анализ объектов с целью распределения по признакам.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

Методы: словесные, практические.

Оборудование: учебник «Русский язык» Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., рабочие тетради, карточки с заданием.







Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к деятельности

1.Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

- Запишите число, классная работа.

Дети настраиваются на учебную деятельность, слушают учителя, проверяют готовность к уроку, записывают в тетради число и классная работа.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.


Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

  1. Актуализация имеющихся знаний

2.Фронтальный опрос.

– Ребята, посмотрите на доску и ответьте на вопрос «Что объединяет слова, записанные на доске?» (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.)

- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.)

-Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)

-С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10)

- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.)

- Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

- Итак, тема нашего урока «Дательный падеж».


Актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

развитие познавательных интересов.


Коммуникативные:

умение ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение слушать и слышать.



  1. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

3. Устный опрос. Постановка цели урока.

- Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

Дети отвечают на вопросы, определяют цели и задачи данного урока.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, анализ с целью

выделения признаков.


Коммуникативные: формировать

собственное мнение и позицию.


  1. Совместное открытие знания

4. Беседа.

- Запишите под диктовку словосочетания.


Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.


- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

-Давайте проверим свои рассуждения на странице 47 учебника, есть правило. Прочитаем его.



Записывают словосочетания в тетради, отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

желание узнать больше.


Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, поиск необходимой информации.


Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

  1. Первичное закрепление во внешней речи

5. Работа с учебником: стр. 46, упр.83.

- Выполним упражнение 83 на странице 46.

- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)


Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)


- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставьте к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)


Работают с учебником, активно участвуют в обсуждении.

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного, уметь учитывать разные мнения.

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, поиск необходимой информации.


  1. Самостоятельная работа с проверкой

6. Самостоятельная работа на карточках.

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.


(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (над чем?) над полем,

(к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже – на ёлке, в творительном падеже – над полем)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.


Выполняют задание по карточкам.

Познавательные:

построение

логической цепи

рассуждения, выдвижение гипотез.


  1. Включение в систему знаний, повторение

7. Работа в рабочей тетради.

- Ребята, откройте рабочие тетради на 35 странице, упр. 76. Прочитайте. Определите падеж имен существительных с предлогом. Подчеркните имена существительные в форме дательного падежа. Составьте из данных слов 3 предложения. Запишите их.

Работают в рабочей тетради.

Коммуникативные:

умение выражать собственную позицию, умение слушать.


Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.

  1. Рефлексия

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

Давайте оценим свою работу на уроке:

  • если вы считаете, что работали на уроке очень хорошо – возьмите смайлик желтого цвета;

  • если вы работали хорошо, но что-то у вас не сложилось – возьмите зеленый смайлик;

  • а если вы работали плохо, у вас ничего не получилось – возьмите смайлик красного цвета.

-Я благодарю вас за работу. Многие сегодня активно работали. Молодцы.


Анализируют свою учебную деятельность на уроке

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.



Регулятивные:

давать оценку своей деятельности на уроке.



Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.


  1. Домашнее задание

Страница 47, упражнение 85.

- Урок окончен! Спасибо за работу!

Записывают домашнее задание в тетради

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!