СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»»

Конспект урока «Гласные в приставках пре- и при-»

Класс: 6

Тип урока: первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

  • обучающая: обучение учащихся самостоятельно формулировать правило различения на письме приставок пре- и при- на основе их значений, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками;

  • развивающая: развитие умения самостоятельно получать знания, а также логическое мышление, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

  • воспитательная: формирование ценностного отношения к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.



Ход урока

  1. Организационный этап

Ребята, добрый день. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и интересную тему. Чтобы понять тему урока и разобраться в новом материале, вам необходимо внимательно меня слушать, быть активными, рассуждать и правильно отвечать на вопросы. Пожелаем себе успехов и отправимся в путь, к новым знаниям!

  1. Актуализация изученного.

-Прочитайте текст и озаглавьте его (слайд 1)

Всю ночь шёл дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях. Утром лесничий приоткрыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»

Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый. Всё кругом обледенело. Деревья склонились под тяжёлым ледяным грузом, словно задумались.


(Варианты названия текста: Лес; Причудливый лес; Красота вокруг)



-Выпишите слова с приставками, графически выделяя их (самостоятельно).

(На рассвете, подул, замёрзли, приоткрыл, оглянулся, воскликнул, высунул, проговорил, вышли, причудливый, обледенело, склонились, задумались)

-Распределите выделенные приставки в таблице по столбикам, но записываете только те приставки, условия написания которых вам хорошо известны. (слайд 2)

Изменяемые

Неизменяемые

Неизвестные






(Слайд 3)

Приставки

изменяемые

неизменяемые

неизвестные

рас-, вос-

по-, за-, о-, вы-, про-, об-, с-

при-



- Можете вы объяснить написание приставок, которые вошли в третью колонку? (Нет)

- В чем заключается трудность? (Не знаем какую букву писать – е или и).

- Как же быть?

- Нужно заняться изучением правописания букв е-и в приставках пре-, при-.

- Как будет звучать тема урока?

- «Гласные в приставках пре- и при-» (слайд 4)

- Какую задачу поставим перед собой?

- Познакомиться с правилами написания гласных в приставках пре- и при-

3. Объяснение нового материала

  1. Скажите, какое общее значение объединяет слова в каждом столбике? (слайд 5)

Запись на доске


Приближение

Неполнота действия

Присоединение

Близка к очень

Близка к пере-

прибежать

присел

приклеить

пресмешное

преградить

приехать

прилёг

прилепить

преглупое

прервать

приплыть

прикусил

прицепить

премилое

преступать



Ребята пытаются найти общее значение слов, а учитель при помощи ребят озаглавливает каждый столбик таблицы. (слайд 6)

Вывод: (слайд 7)

- если приставка обозначает присоединение, приближение или неполноту действия, то в ней пишется И

- а если приставка сходна по значению со словом очень, с приставкой пере- – пишется Е.

2) Работа с учебником. Рассмотрим таблицу на стр. 65 (слайд 8)

- Прочитайте слова с приставкой при-. Что обозначает приставка в первом слове, втором, третьем и четвёртом?

- От чего же зависит выбор буквы в этой приставке? (От значения)

- Прочитайте слова с приставкой пре-. Что обозначает она в словах? (Сходство со значением слова очень или пере-)

- Что должно быть отражено в орфографическом правиле?

3) Прочитайте правило на стр. 66 (слайд 9)

- Сколько в нем частей? (2)

- Какие указаны условия выбора букв е и и в данных приставках?

- Как выделена изучаемая орфограмма? (№29)

- Как обозначены условия выбора букв?

4) Чтобы определить, какую букву писать в приставке, рассуждайте так: (слайд 10)

Запись на доске Пр..остановить – в этом слове есть приставка, в ней гласная безударная. Приостановить, значит остановить на короткое время, произвести неполное действие. С таким значением бывает приставка при-, следовательно в слове надо писать букву и.

4. Закрепление изученного

1. Работа над упр. 204.

2. Работа над упр. 205 (слайд 12)

3. Учитель читает предложение, ребята выписывают слова с приставками при-, пре-, графически обозначая условия выбора.

1) Тут коней они впрягали

И в столицу приезжали.

(П.Ершов)

2) Ой, Конёчек – Горбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

(П.Ершов)

3) Не успев закончить драки,

Кот приклеился к собаке,

А к трамваю

В тот же миг

Прилепился грузовик!

(Б.Заходер)

4) Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит.

(А.Пушкин)

5) Погода была ужасная.

Принцесса была прекрасная

(Г.Сапгир)

6) Петин папа был преважный

Дом имел пятиэтажный

(В.Маяковский)

- А теперь сверьте свои записи с записями на доске, поставьте себе отметку.


5. Подведение итогов урока (слайд 13)

- От чего же зависит выбор букв е и и в приставках пре-, при-?

- С чего следует начинать применение правила о буквах е-и в приставках пре-, при-?


6. Рефлексия (слайд 14)

-Я сегодня узнал…

-Мне больше всего понравилось…

- Я бы сегодня поставил себе оценку…


7. Домашнее задание (слайд 15)

  • выучить орфографическое правило правописания букв е-и в приставках пре- и при- на стр. 111-112

  • из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками пре-, при-.

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!