Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.." (в системе диалектического обучения, 6 класс)»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-..
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: морфемика, морфема, значимые части слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова.
1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
1.3 Овладение специальными умениями: употреблять предлоги в тексте, определять вид предлога по структуре, происхождению, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)
Заявка на оценку:
«5» — 17 баллов и более.
«4» — 13-16 баллов.
«3» — 10-12 баллов.
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы время | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент. | | |
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала) | 10 сек. | |
1.2. Слайд №1 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» — 17 баллов и более «4» — 13-16 . «3» — 10-12 | 30 сек. | |
II. | Повторение. | 5-7 мин. | Карточка №1. (Вопрос – понятие) Что называется морфемикой? Что считается морфемой? Что понимается под корнем слова? Что представляет собой основа слова? Что выражает окончание? Что является суффиксом? Что такое приставка? Каковы свойства и виды морфем? В чем заключается сущность морфемного разбора? |
2.1. | Задание для повторения. Вставьте пропущенную букву, отметьте в соответствующей колонке знаком «+» Что такое приставка? Выведение цели урока: Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать цель урока. | 4 мин. За каждую версию – по 1 баллу. 2 мин. | Гласные после приставок. | И | Ы | Слова. | | | Раз_скивать. | | | Сверх_дейный | | | Без_скусный | | | Сверх_нтересный | | | С_грать | | | Меж_нститутский | | | Под_грать | | | Версии уч-ся: 1. Когда пишется приставка ПРИ-, а когда Пре-. |
III | Объяснение нового материала. Индивидуальный труд. Простая кооперация. Сложная кооперация. | 5 мин. 2 мин. 3 мин. | Задание №1. Распредели слова в таблице по группам. Присоединение | Приближение | Близость | Неполное действие | | | | | Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный. Задание№2. В каждом слове выдели приставку. Задание№3. Ответить на вопрос: Что лежит в основании деления этих слов по группам? Задание №1 и №2 выполняется по группам: 1 группа «Присоединение и приближение». 2 группа: «Близость и неполнота действия». 3 группа: Задание №3. |
3.1.. | Что общего у всех этих слов? Какой вывод можно сделать об условии написания гласной в приставке ПРИ-? | 1 мин. | Если приставка имеет значение присоединение, приближение, близость, неполное действие, то пишется приставка ПРИ- |
3.2 IV | Объясните значение слов ПРЕГРАДА, ПРЕУМНЫЙ Закрепление. | 5 мин. 5-7 мин. | Преграда – перегородили Преумный – очень умный. Сформулируйте правило о написании гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- Творческий диктант. Какое слово с приставкой ПРИ или ПРЕ_ соответствует каждому словосочетанию. Запишите его. Ответ постройте в виде «Умозаключения». Пуговицу к пальто (пришить), участок рядом со школой( пришкольный), чуть-чуть открыть (приоткрыть), край у моря (прибрежный), гвоздь к стене (прибить), очень красивый (прекрасный), на самолете в СОЧИ (прилететь), нарушитель закона (преступник). |
2.8. . | Самооценка урока. Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой. | 1 минута | Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку». «5» — 17 баллов и более. «4» — 13-16 «3» — 10-12 |
III | Организация домашнего задания: 1. Составить вопросы суждения по данной теме. 2. Придумать предложения со словами, начинающимися на приставки ПРЕ- и ПРИ_ | 5 мин. | Чем объяснить, что___________? Как доказать что_____________? В каком случае_______________? |