Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Левженская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Подготовила: учитель начальных классов
Глазкова Л.И.
2023-2024 учебный год
Цели: дать представление о начальной форме имени прилагательного; развивать умения различать прилагательные в единственном и во множественном числе, определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников склоняют прилагательное высокая (гора) у доски.)
III. Актуализация знаний
- Спишите, допишите окончания, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён прилагательных. Проверяйте окончания прилагательных по вопросу.
Прол..тел над ближн.. лесом, купались в ближн.. озер.., с(ъ,ь)ели к.. ябл..ко, любовались красив., клён… отдыхали под т..нист.. дуб.., ......жали до с.седн.. дома, написали сочинение о любим.. кра...
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
- Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
К ... роще, у ... пруда, из ... здания, от ... причала, за ... забором, у... пиры, около... моря, с... обрыва, к... башне.
- Как определить падеж имени прилагательного? Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 145 (с. 84).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Прочитайте словосочетания с вопросами.
Назовите падеж имени прилагательного.
Упр. 147 (с. 84).
Прочитайте.
— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом стихотворении?
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Самостоятельное выполнение задания. Взаимопроверка.)
— Назовите падеж имён прилагательных.
— Прочитайте сведения о языке на с. 85.
— Что такое начальная форма имени прилагательного?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 148 (с. 85).
— Прочитайте. Что вы заметили?
— Расположите предложения так, чтобы получился текст.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите род, число и падеж имён прилагательных.
— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
2. Самостоятельная работа
— Спишите. Укажите падеж и род имён прилагательных.
Лишь только первый луч солнца осветил верхушки деревьев, мы отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с большим интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к ближнему лесу пёстрый чиж. У лесной опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.
По Г. Снегирёву
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте стихотворение. Определите число, род (в единственном числе) и падеж имён прилагательных.
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит.
К. Чуковский
(Проверка.)
— Из какого произведения эти строки?
— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
— Назовите начальную форму имени прилагательного.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения. Указать падеж имён прилагательных.