СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Как установить связь слов в предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная разработка:конспект по русскому языку 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Как установить связь слов в предложении"»

Тема урока: Как установить связь слов в предложении
Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Цель урока: формирование умения задавать вопросы к словам в предложении.
Планируемые результаты:
Личностные:
- научатся формировать вопросы от главных слов к второстепенным, различать главные слова и второстепенные в предложениях
- улучшат навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
Метопредметные(УУД):
1. Регулятивные:
- Принимать и сохранять цель урока
- Планировать (совместно с учителем) свои действия на уроке
- Контролировать и оценивать результат своих действий. Вносить соответствующие коррективы
- Высказывать предположения относительно изучаемых понятий
- Читать, записывать, сравнивать слова в предложениях
- Выполнять письменно упражнения с главными и второстепенными членами
2. Познавательные:
- Осуществлять синтез как составление целого из частей

- Осуществлять сравнение объектов по выделенным основаниям
- Работать с различной информацией
- Осуществлять самоанализ собственной деятельности

3 Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении задания.
Предметные:
Обучающиеся должны знать:

как установить связь в предложении
как поставить вопрос от главного члена к второстепенному
Обучающиеся должны уметь:
различать главные члены от второстепенных в предложении
простое и распространенное предложение
ставить вопрос к второстепенным членам от главного в предложении
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
Для учителя:
- учебник по русскому языку ( В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)
- доска с мелом
- компьютер
Для обучающегося:
- учебник по русскому языку ( В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)
- пенал, - ТПО
- цветные ручки

Содержание урока

Этап урока, время

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

Средства, оборудование

Организационный этап


Девизом сегодняшней работы будут следующие слова:
Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем грамотно писать, 
На вопросы отвечать




Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний


Давайте начнем мы наш урок с минутки чистописания
Открывайте ваши тетрадки, записывайте число, классная работа
и сегодня мы с вами будем прописывать букву "Л" "л"

Слоги "ло" и "лон"
прописываем 4 строчки
Молодцы, давайте теперь вспомним, что такое предложение?

Что является главными членами предложения?
на какой вопрос отвечает подлежащее?

А сказуемое?

Что такое нераспространенное и распространенное предложение и чем они различаются?



А что такое второстепенные члены предложения?

А что они делают с главными членами предложения?


Презентация с картинками яблоко и яблони

Подведение к упражнению

Обратить внимание на написание слов, устно составляют с ними предложение


Теперь давайте откроем учебники на странице 37 и посмотрим на задание 43

"Прочитайте. Сравните предложения: в чём их сходство и различие?
Давайте прочитаем 1 предложение
что можно о нём сказать? какое оно?
Где здесь подлежащее?
Где сказуемое?
а второе предложение?

Какое оно?

А почему оно распространенное?
а где здесь главные члены предложения?
а какие слова являются второстепенными?
А почему они являются второстепенными?
Что они делают с главными членами предложения
Тогда какое слово будет уточнять слово "Спелое"?
На какой вопрос будет отвечать "спелое"?
то есть яблоко (какое?) спелое
хорошо, тогда "с яблони" какое слово будет уточнять?
На какой вопрос будет отвечать " с яблони"?

Получается, упало (откуда) с яблони

Хорошо, а кто мне может сказать, от каких слов вы задавали эти вопросы?

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Как слова связаны между собой в предложении?

С помощью чего устанавливается связь между словами?
так давайте теперь прочитаем



Дети прописывают в тетрадях буквы и слоги






Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль


Подлежащее и сказуемое

Кто? что?

Что делает? что делают? Что делал? что сделал? что сделают?


1)Предложение, которое состоит из главных членов

2)Это предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов предложения


Слова, которые не составляют основу предложения

Они их поясняют или уточняют их
















Яблоко упало
Это нераспространённое предложение

Яблоко

Упало

Спелое яблоко упало с яблони

Распространенное


Имеет второстепенные члены

Яблоко упало


"Спелое" и "с яблони"




Поясняют или уточняют их



Яблоко


"какое?"



Упало


Откуда




От главных
подлежащего и сказуемого



(по смыслу)


(с помощью вопросов)




Усвоение новых знаний


" Обратите внимание"
Исходя из этого выполним устно упражнение 44
(Записать предложение на доске)
Прочитайте предложение
"Могучий дуб одиноко стоял на краю леса"

Докажите, что это предложение распространённое
а кто мне скажет, где в этом предложении подлежащее и сказуемое?
а какие слова являются второстепенными?
От какого слова нужно задать вопрос к слову могучий? Какое слово оно уточняет? С каким словом связано по смыслу?

какой вопрос можно задать?
правильно

Тогда от какого слова нужно задать вопрос, что бы слово "одиноко" было связанно с ним по смыслу? Какое оно слово уточняет? Какой вопрос зададим?
(Аналогично проговариваем каждое словосочетание)
Давайте проверим?

Тогда мы можем сделать вывод, что от сказуемого можно задать больше вопросов, чем от подлежащего
а от какого слова можно задать вопрос, чтобы слово "леса" подходило по смыслу?
а какой вопрос можно задать к этому словосочетанию
Теперь дети, спишите это предложение, подчеркните главные члены предложения
второстепенные члены обведите в овал и поставьте нужные вопросы к второстепенным членам


ФИЗМИНУТКА


Теперь откройте ваши ТПО на странице 13 и посмотрите на упражнение 25
прочитайте скороговорки

О чем говорится в первой скороговорке?



Прочитайте вторую скороговорку

О чем в ней говорится?





Давайте разберем 1 предложение, где в нем главные члены предложения? Назовите их?

Подчеркните их в тетрадях
какие слова являются второстепенными?
обведите их в овал
Какие вопросы мы можем задать к второстепенным словам? от какого слова будем задавать вопрос?

Давайте теперь разберем 2 предложение
где в нем главные члены?
Подчерните их в тетрадях

А где тут второстепенные члены?

Обведите их в овал

Какие вопросы мы можем задать к второстепенным словам? и от какого слова, чтобы они были связаны между собой?

Хорошо, теперь посмотрите на схему. как вы думаете какое предложение подходит из этих двух к этой схеме?

А почему не подошло 1 предложение?

Спишите второе предложение в тетрадь, подчеркните главные члены предложения, обведите второстепенные члены в овал и поставьте вопрос к второстепенным членам.




Оно имеет второстепенные члены


Дуб стоял


"Могучий" "одиноко" "на краю леса"


От подлежащего "дуб"


дуб


Могучий дуб


Дуб(какой?) могучий


Одиноко стоял


"как?" стоял (как?) одиноко


Стоял

Стоял (где?) на краю леса












На краю леса



Чего? на краю (чего?) леса













Пудель пуделя потчевал пудингом


В первой скороговорке говорится о том, что один пудель другого пуделя угощал пудингом.


Зяблик зорянку разбудил спозаранку

В этой скороговорке говорится, о том, что зяблик разбудил зорянку(птичку) очень рано



Пудель потчевал






От слова потчевал

Потчевал (кого?) пуделя
потчевал (чем?) пудингом



Зяблик разбудил


Зорянку и спозаранку




От слова разбудил

Разбудил (кого?) зорянку

Разбудил (когда?) спозаранку


2



Не подходит вопрос к второстепенному члену, в первом предложении стоит вопрос "чем?" а в схеме указывается вопрос "когда?"



Проверка понимания нового материала

(первичное закрепление)


Хорошо, вы молодцы

Теперь давайте снова вернёмся к нашим учебникам на странице 39 и посмотрим на упражнение 46

Прочитайте скороговорку

Спишите ее

Подчеркните основу предложения: подлежащее и сказуемое

Выпишите из предложения две пары слов:

А) Подлежащее и второстепенный член, который его поясняет. поставьте вопрос

Б) Сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.


Хорошо

Упражнение если успею в ТПО на странице 14 упражнение 26







Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат








Листья жёлтые (какие?)


Шуршат под ногами (где?)



Подведение итогов


Ребята! Наш урок подходит к концу

Давайте подведём итоги этого урока

Что мы делали сегодня на уроке? Что повторяли?

Что мы изучили нового?

Спасибо вам за урок, мне понравилась с вами работать











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!