СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Предмет: ОУД 01. Русский язык

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

 

Тема урока:   «Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).  Роль второстепенных членов предложения в построении текста».

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганноелицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился; 2 – мы ожидали.

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательноубедился (в чём?) в необходимостиубедился (когда?) вечеромв необходимости (чего?) разлуки. Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асюожидали (как?) молчаПока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю, причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом: Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

Определение отвечает на вопросы какой? чей?

Красное платье; весёлый мальчик.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Увидел друга.

Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др. Ожидали молча.

 

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.            Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

5.Закрепление изученного материала:

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова.  Произведите синтаксический разбор предложения.

 

Дети сбежали к реке вниз по откосу. На воде чуть покачивалась зелёная лодка. Анна Петровна предложила:

– Ребята, я вас перевезу на лодке на другой берег. Но сначала я должна рассказать Вам, как надо вести себя в лодке.

– Надо вести себя очень вежливо? – спросила Маша.

– Вежливо надо вести себя всюду, - засмеялась Анна Петровна. – Но в лодке надо вести себя ещё и очень осторожно. Входить в лодку надо с носа и обязательно по одному.

 

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: работа с конспектом.

           

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста».»

Урок № _____

Предмет: ОУД 01. Русский язык

Дата проведения: 29. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-1

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.

Тема урока: «Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста».

Тип урока: Лекция с элементами беседы.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

  • дополнения;

  • определения;

  • обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганноелицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился; 2 – мы ожидали.

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательноубедился (в чём?) в необходимостиубедился (когда?) вечеромв необходимости (чего?) разлуки. Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асюожидали (как?) молчаПока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю, причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

Определение отвечает на вопросы какой? чей?

Красное платье; весёлый мальчик.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Увидел друга.

Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др. Ожидали молча.


Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.
Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

5.Закрепление изученного материала:

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Произведите синтаксический разбор предложения.


Дети сбежали к реке вниз по откосу. На воде чуть покачивалась зелёная лодка. Анна Петровна предложила:

– Ребята, я вас перевезу на лодке на другой берег. Но сначала я должна рассказать Вам, как надо вести себя в лодке.

– Надо вести себя очень вежливо? – спросила Маша.

– Вежливо надо вести себя всюду, - засмеялась Анна Петровна. – Но в лодке надо вести себя ещё и очень осторожно. Входить в лодку надо с носа и обязательно по одному.



6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: работа с конспектом.

Ответы направить на эл. почту: Dzenev05@yandex.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!