СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему «Определенно-личные предложения» 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;

-дать понятие определенно-личных предложений;

-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему «Определенно-личные предложения» 8 класс»

Урок русского языка в 8 классе

Учитель Вирик Татьяна Петровна

Тема: «Определенно-личные предложения».

Цели:

Обучающая

-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;

-дать понятие определенно-личных предложений;

-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;

Развивающая

-развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях.

Воспитательная

- прививать любовь к русскому языку.

Планируемый результат:

Предметный: умение сопоставлять разные виды односоставных предложений.


УУД:

Личностные: мотивация к учению , достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные: перерабатывать и систематизировать полученную информацию, составлять таблицу по наблюдению в группе, выбор оснований для классификации; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, контроль и оценивание своей деятельности

коммуникативные: умение ясно, точно, полно выражать свои мысли, осуществлять работу в парах, владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: умение осуществлять анализ предложений, структурировать знания.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование и ТСО 1. Учебник.

2. Тетрадь.

3. Компьютерная презентация.

4. Блок-схема: «Односоставные предложения».

5. Карточки с предложениями.

6. Тест.

Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.




Ход урока

Оргмомент

  1. Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.

  2. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас. Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться" (слайд 1) (Личностное УУД)

  3. -Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

  4. Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Ведь Бернард .Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"

  5. Запишите число, классная работа.



На столе у каждого лежит листок самооценки. По мере выполнения заданий ставьте себе отметку: "5" если все сделали без ошибки; "4" -1-2 ошибки, "нужно повторить"

Вид работы

1.Устная разминка "Четвертый лишний".

2.Терминологический футбол.

3.Анализ предложений.

4.Заполнение блок-схемы .

5.Работа в группах.

6.Синтаксический разбор предложения .

7. Упражнение 139

8. Творческая работа.

9. Итоговая оценка.


"5"

"4"

Нужно повторить!



Ребята, мы на прошлом уроке познакомились с односоставными предложениями. Проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

1 Задание для устной разминки: найдите четвертое лишнее, обоснуйте свой выбор. С места)….

(слайд 2)

1) На морозном воздухе было трудно дышать.

2) Не хочу возвращаться.

3) Утро.

4) За окном виднелось уже вспаханное поле. (двусоставное) Все остальные - односоставные

(слайд 3)

1) Малыш не спит.

2) Приближается вечер.

3) Сердце громко стучит.

4) От добра добра не ишут. (односоставное). Все остальные двусоставные.

А что значит двусоставное предложение? А односоставное? Выполни задание по карточке. Оценка…

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. (Регулятивные УУД)

2 Задание Терминологический футбол. (КоммуникативноеУУД)

-Продолжим работу с повторения некоторых теоретических понятий по теме. Какие вопросы вы могли бы задать друг другу, чтобы проверить знаниевый уровень по изученной теме.(вопросы-ответы)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

3.Организация путей решения задачи урока и ее решение путем анализа, обобщения.

-Посмотрите на слайд. Какое задание можно выполнить с этим предложением?

В предложении Смотрю в окно и не узнаю леса- грамматическая основа…(смотрю и не узнаю) (слайд 4)

(личностные, познавательные УУД)

Ребята, в предложении нет подлежащего, но можно ли сказать, кто совершает действие? Кто?

- Такие предложения называются определенно-личными. Как объяснить этот термин? Какое здесь лицо? Какое местоимение соответствует 1 лицу ед.числу? Можем ли мы преобразовать данное односоставное предложение в двусоставное?

Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? Понятны они нам?

Какой можно сделать вывод? (слайд5)

Односоставными определенно-личными предложениями называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.



- какова тема сегодняшнего урока? (слайд6)



4. Сформулируйте цель.

(слайд7)

Напоминаю, что формулировка цели строится по плану « вспомнить- узнать-научиться» (Регулятивные УУД)

(слайд 8)

-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений; глагольных и именных; назывные предложения;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-научиться находить определенно-личные предложения;
определять вид односоставных предложений

Запишите тему в тетрадях.

5.Изучение нового материала. Анализ предложений.

Ребята, работая с предложениями, узнаем, местоимение только 1 лица, единственного числа можно подставить к сказуемому в определенно-личных предложениях.

Комментированное письмо. (слайд 10) (Регулятивные и познавательные УУД- прогнозирование)

К доске…

Определите, какие формы глагола ( наклонение, лицо, число) используются в о-л предложениях?

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. Мн.ч., )

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.)

Какое правило мы можем еще повторить? Является ли обращение членом предложения?

К доске…

Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь) (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.)

И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв. Накл., 1 л, ед.ч. )

Вели встретить им меня с детской любовью и послушанием. (А.С.Пушкин)

(повел. Накл., 2 л. Ед.ч)

Объясни постановку знаков препинания в предложении.

Всем: Какие предложения называются определенно-личными? В какой форме должен стоять глагол? В каком лице, числе?



Вывод: глаголы в форме 1, 2 лица ед.ч .и мн.ч изъяв. ,повел накл. (слайд 11-12)

Какие местоимения соответствуют 1 и 2 лицу?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.



6.Заполнение блок-схемы.

Заполните таблицу, используя полученные знания. (Проверка по слайду №13-14)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.



  1. Физминутка (слайд 15)

Про муху.

Немного отдохнем. Не используя руки, выполняйте движения мимикой, мышцами лица.

Представьте, что в класс залетела муха, кружилась, кружилась и села вам на лоб.

Отлетела и вновь прилетела, сев вам на щеку. Теперь она села вам на подбородок. Переместилась на нос. Залетело много мух и облепили вам все лицо. Муха села на плечо, ногу. Муха кружится около лица, попытайтесь ее поймать.

Разминка для глаз. Посмотрите на пол, потолок, окно, дверь, доску. И в обратном порядке. Хорошо, молодцы, продолжаем урок.

8. Повторение алгоритма.

Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.

  1. нахожу грамматическую основу

  2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение

  3. если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое

  4. если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения

  5. если подлежащее - только назывное .



9.Работа в группах. (слайд16 ) (Коммуникативные УУД). Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.

-Ребята, у вас на партах листочки с предложениями. Как вы думаете, какие виды работ мы можем с ними выполнить? А как вы считаете, что мы будем делать, исходя из темы нашего урока?

1.группа Среди предложений отметить только двусоставные . Выпишите номера предложений.(2,4,11,12) и грамматическую основу.

2 группа Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения. Выпишите номера предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу

3.группа Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.( 3,6,8) и грамматическую основу.

.

Ребята, кто уверен в своих силах, можете распределить все предложения , сдать тетради и получить отметку. (первые 3 человека)

Карточка .

1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).

2. В садах ученики окапывают деревья. (дв).

3. Осень.(н).

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв).

5 Поедешь со мной? (о/л).

6. Раннее утро. (н).

7. Стой за правду горой. (о/л).

8. Вот и беседка (н).

9. Верните книгу в библиотеку. (о/л).

10. Посмотрите на них! (о/л).

11. Дождь шумел гудел хлопал. (дв).

12. Я сердце по свету рассеять готов. (дв).

Оцените себя.

Проверим по слайду 17.

  1. Синтаксический разбор предложения. (+ 2 первые тетради) (слайд 18)

Выполним разбор одного из предложений 2 группы.

Составьте схему предложения, дайте характеристику.



Верните книгу в библиотеку.



11.Упражнение 139, стр 99. Устная работа.



Докажите, что эти предложения односоставные, определенно-личные.

В текстах какого стиля употребляли о-л? (худож.)



-Ты идешь домой?

-Иду. А ты?

-Иду.

-Пойдем быстрее.



- Как вы думаете, какой это стиль речи?

Вывод: О/л предложения используются не только в художественном стиле, но и в разговорном.

12. Творческая работа. (познавательное УУД, общеуниверсальные УУД). (слайд 19) Формирование предметных и метапредметных умений на сознательной основе.

Напишите небольшой текст по теме «Осень», используя о/л , назывные предложения и ,конечно, другие. (Беру тетради)

13.Вывод по уроку.

Какова тема нашего урока? Что нового узнали на уроке? Что было сложным? Новым? (познавательная УУД) (слайд 20)

Я узнала (что такое о-л предложения, где они употребляются, глагол в какой форме соответствует этим предложениям)

Я научилась (находить их в тексте, отличать от односоставных)

Мне было сложно…

Мне было интересно…



Что было нашей целью? (слайд 21)

Достигли мы её?



14.Домашнее задание. : (слайд 22)

1) упр. 140

2) Выписать из худож лит-ры М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 5 предложений о/л

15. Рефлексия

Поднимите зеленые кружочки те, кто хорошо поняли данную тему, желтые- есть некоторые вопросы, красные- тема не понята.

Спасибо за урок. Отдыхайте. (слайд 23)



Резерв.

8.Выполните тест (со взаимопроверкой) .(слайд 13)

Завершая работу, обобщим полученные знания, выполним тест.

1.Какое предложение не является односоставным?

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б) Свод неба был тих и чист.

в). Дело словом не заменишь.

г). На востоке синело.

2. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

б).Вечереет.

в).Вечером мы пойдём в кино.

г). Как хороши в России летом вечера!

3. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер мы долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

4. Укажите назывное предложение.

а) Подумаю об этом завтра.

Б) Вот и звонок.

В) Мы с ребятами ездили в Волгоград.

Г) Будем отдыхать и мечтать.

Проверьте друг друга.

1. б).

2. б).

3. б)

4. б)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!