I. Организационный момент | - За партами повернитесь лицом друг другу. Один раскроет ладони, а другой – накроет их своими ладонями. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, почувствуйте тепло. Пожелайте своему товарищу что-нибудь доброе. Я надеюсь, что это тепло будет вас согревать и помогать вам сегодня на уроке. | |
II. Самоопределение к деятельности | - На доске записаны слова. Гора, леса, травка, поля. -Найдите лишнее слова. - Давайте произнесём слово это. - Какой звук слышим в середине слова? - Какой буквой будем его обозначать? - А как вы догадались? - Почему вы решили, что это проверочное слово? - Почему? - Где находится парный согласный? - Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? (Учитель пишет тему на доске.) | - Травка. Это слово с парным согласным в корне, а остальные –с безударным гласным. - Травка - Ф - В - Подбираем проверочное слово - Потому что чётко слышим согласный звук - За ним следует гласный - В корне - Парные согласные в корне |
III. Постановка учебной цели и задачи | - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. - Что же мы с вами сначала должны повторить? - Чему должны учиться? -Отгадайте загадку. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. -Подберите проверочное слово. -Как проверить парный согласный? -А теперь подберите однокоренное слово. -Будут ли эти слова являться проверочными словами к слову дуб? -Сделайте вывод. Как проверить парный согласный? - Молодцы | - Парные согласные - ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами - Дуб - Дубы - Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. - Дубочек, дубок, дубовый - Да. После парного согласной стоит гласный. - Изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный. |
IV. Работа по теме урока | Сказка о парных согласных. домики с буквами Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове. СТОЛ(Б)? (П)? Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится. СА(Д)? (Т)? Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове. ДОРО(Ж)? (Ш)?КА Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове. АРБУ(З)? (С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)? Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слов Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог. Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов. - Парные согласные – самые опасные! В корне ты их проверяй – Рядом гласный подставляй! - Упр. 326, стр 63 Физминутка. Дружно помогаем маме: Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре- Потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились. | |