Конспект урока по русскому языку
Учитель начальных классов Сеитасанова Л. Э.
Тема: Слог. Перенос слова по слогам. Ударение. Словесное и смысловое.
Цель урока: ознакомить детей с правилом переноса слов по слогам с одной строки на другую, сформировать умения переносить слова с одной строки на другую, учить детей понимать роль ударения в словах; учить правильно ставить ударение в словах в зависимости от лексического значения предложения, в котором употреблены данные слова; развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные:
формулировать тему урока с помощью учителя;
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;
прогнозировать результат переноса слов, корректировать результаты учебной деятельности в соответствии с результатами самопроверки.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
умение извлекать информацию из схем иллюстраций, текстов;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группах, вести диалог;
понимать необходимость совместных действий при решении учебных задач;
умение строит речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностные:
формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Методы: частично-поисковый
- проблемный;
- репродуктивный - работа с книгой, со словарем;
Формы работы:
- парная
- индивидуальная
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть, Канакина В. П., Горецкий В. Г., компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел опять звонок
Он зовёт нас на урок.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
2. Минутка чистописания.
- Сегодня на урок к нам пришли гости из мультфильма «Лунтик» - Вупсень и Пупсень.
Они часто прогуливают школу, не читают книги, поэтому часто делают ошибки. На уроке русского языка они написали ряд букв. Внимательно посмотрите на данный ряд: а, о, у, с, ы, е, ю, е. Какую лишнюю букву написали братья? Давайте пропишем всю строчку на минутке чистописания?
- Почему она лишняя, объясните? (Согласная)
- Сколько всего гласных в русском алфавите?
Каких гласных не хватает? (и, э, я)
- Расскажите про букву «Сс», какой это звук?
3. Словарно-орфографическая работа.
- Дядя Шнюк однажды дал гусеницам картинку с заданием, но, поскольку им было лень учиться, они так и не справились с упражнением. Они принесли ее с собой. Давайте поможем! Рассмотрите картинки и запишите слова в тетрадь. Записываем слова с красной строки, первое слово пишем с большой буквы, слова пишем через запятую, после последнего слова ставим точку.
- Составьте предложение. Запишите предложение. (Один ученик у доски).
- Подчеркните главные члены предложения.
4. Физкультминутка для глаз.
5. Формирование новых знаний.
- Разделите слова самолет, снежинка, сковорода на слоги, ставя ударение и подчёркивая безударную букву, которую нужно запомнить. (Один ученик у доски, остальные в тетради). Поменяйтесь тетрадями и, проверьте, правильно ли сосед по парте все записал. Если все верно нарисуйте на полях земляничку, которую так любят гусеницы.
- Подумайте и скажите, как это слово можно перенести с одной строки на другую?
- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Какая у нас будет цель? (научится переносить слова и правильно ставить ударение).
- Как же переносятся слова с одной строки на другую?
- Как обозначается знак переноса в тетради?
- Откроем учебник на странице 71 и прочитаем правила.
-А теперь послушайте стихотворение-шутку Пупсеня «Как я перенёс слова»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
- А вы как думаете, ребята, какую отметку получил Пупсень за последний перенос? Почему? (ответы детей.)
- Какой вывод сделаем? (слово опять нельзя разделить для переноса, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.)
Выполним упражнение на стр 73 учебника. Один ученик у доски, остальные в тетради.
А вот наши гусеницы принесли свои рисунки. Давайте посмотрим, что они нарисовали.
Я построил красивый за́мок из песка.
На двери висел большой замо́к.
У.: Скажите, чем похожи и чем отличаются слова за́мок и замо́к?
Д.: Эти слова похожи тем, что пишутся одинаково, а значение разное.
У.: Что вам помогло правильно произнести эти слова?
Д.: Верно нам помогло произнести ударение.
У.: Правильно, обратите внимание на правило в учебнике на с. 67
У.: Теперь мы можем сказать для чего в языке нужно ударение в устной речи?
Д.: Чтобы узнавать слова по ударному слогу, чтобы различать слова с разными ударными слогами.
У.: Как на письме можно обозначить ударение?
6. Физминутка.
7. Закрепление нового материала. Работа по учебнику.
- Ребята, вы же помните, как о гусеницах отзываются бабочки: «Грубые и невоспитанные гусеницы, они не знают вежливых слов». Но мы с вами знаем и давайте подскажем Вупсеню и Пупсеню, выполним упражнение 102 на странице 68: спишем и поставим ударение.
Работа у доски и в тетради. Взаимопроверка.
8. Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок…
- Что нового на уроке мы узнали?
- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
- Как мы можем переносить слова с одной строки на другую, что такое ударение?
- Ребята, посмотрите что принесли наши гости. Это корзинки, а у вас на партах лежат землянички.
- Оцените свою работу на уроке. Если сегодня на уроке вы усвоили новый материал, положите в корзину красную земляничку?
- Если вы считаете, что в чем-то испытываете затруднение, положите зеленую.
- Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи в учебе, хороших знаний, стремления, сил и терпения!
10. Домашнее задание.
- Выпишите из толкового словаря учебника 10 слов, разделите на слоги и поставьте ударение.
11. Дополнительное задание в оставшееся время на уроке.
- Поиграем в игру «Забрось мяч в корзину!» Упражнение 108 на стр. 71
- Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить?
- В первую корзинку будем отправлять слова, которые нельзя разделить для переноса, а во вторую – можно делить для переноса.