СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЩ" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЩ" (2 класс)»

Аметова З.И.

Предмет: Русский язык

2 класс

16.01.2025

Тема: Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ..

Цели: формировать представление о буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН как орфограммах; развивать связную речь учащихся, воспитать внимание к языковым явлениям.

Планируемые результаты:

Предметные: Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН . Учиться правильно читать слова с сочетанием ЧН, находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, обосновывать написание слов с этой орфограммой, различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. 

Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

-Сегодня у нас урок русского языка Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку? Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний

1.Минутка чистописания.

Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания.

Прочитайте скороговорку:

Червяк чинил свой чемодан,
Потом бурча чинил диван



- Какой звук чаще всего встречается?

- Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.

- Какой буквой он обозначается?

На минутке чистописания напишем букву «ч». Напишите по образцу.

А на второй строчке мы напишем пословицу. Обратите внимание на орфограммы.

Чтение – лучшее учение.

2.Диктант

-Запишите слова под диктовку. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Львы, фильм, бульвар, письмо, льдина, пальма, соль.

-Как вы обозначили мягкость согласных звуков в позиции? (С помощью букв ё, е, и, ю, я).

-Как вы обозначили мягкость согласных звуков в позиции? (С помощью мягкого знака).

3.Списывание с грамматическим заданием.

-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.

Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.

III. Формулировка темы и задач урока

-Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?

-Когда обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком вызывает сомнение?

-Как называется эта орфограмма?

- Посмотрите на экран и прочитайте загадку:

В Простоквашино есть дом
Кот с собакой живут в нём
Дядя Фёдор приезжает
А кто почту доставляет?

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН

- Посмотрите ещё раз на отгадку: ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН.

- Так какая же тема нашего урока?

- Над чем мы будем сегодня работать?

-А кто знает правило правописания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН?

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1.Игра «Кто больше?». Работа в группах

-Придумайте и запишите слова с буквосочетаниями чк, чн. Кто составит большее количество слов с данными буквосочетаниями , тот и выиграет.

2.Зрительно-слуховой диктант.

-Скажите, а чем занимаются почтальоны?

- И нам Печкин принёс письмо.

- Достаньте из конверта задание.

-Прочитайте четверостишие, а затем запишите его под диктовку.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны.

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

С.Маршак

-Сверьте записанное с образцом.

-Назовите и подчеркните орфограммы в словах бубенчики, венчики.

3.Самостоятельная работа.

-Прочитайте звуковую запись слов.

[ру́ч١ка], [стро́ч١ка], [по́ч١та], [х١и́щ١н١ик].

-Запишите эти слова с помощью букв. С одним из слов составьте и запишите предложение. Найдите и подчеркните орфограммы в записанных вами словах.

4.Работа с учебником.

Выполнение упражнений 2, 3 на стр.4-5.

5.Физминутка

V.Закрепление материала

1.Работа в парах

- У вас на столе лежат карточки. Образуйте новые слова при помощи сочетаний ЧК. ЧН, НЧ, запишите их в 3-ю колонку.



молоко

чн

молочный

цветок


цветочный

внук

чк

внучка

печь


печка




птенец

нч

птенчик

телефон


телефончик



- Давайте проверим , какие слова вы записали. Посмотрите на экран.

- Читаем первое слово, если оно написано правильно – поставьте +

- Какая пара получила шесть плюсов?



2.Работа над произношением слов

- Мы учились правильно записывать слова с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, а теперь научимся правильно их произносить.

- Попробуйте прочитать вот эти слова:

конечно

скучно

яичница

скворечник

что

- Нужно вместо звука Ч произносить звук Ш

- Давайте попробуем все вместе.

3.Составление таблицы.

-Заполните таблицу словами с буквосочетанием чк.



ч

к

а



ч

к

а



ч

к

а



ч

к

а



ч

к

а



4.Домашнее задание

- Выполните по заданию упр.4 или 5 на стр.5

- Закройте учебники и тетради.



VI. Обобщение по теме урока.

- А сейчас поработаем на внимательность. Я буду называть слова, а вы поднимите карточку с тем сочетанием букв, которые там написаны.



Тапочки, мышонок, скрипочка, реченька, крошечный, сильный, печник, берёзонька, тарелочка, тучка. скворечник

VII Рефлексия

- Закончите предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Мне было интересно…

  • Мне было трудно…

  • Я научился…



Урок окончен. Спасибо всем за работу.



































Списывание с грамматическим заданием.

-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.

Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.

Списывание с грамматическим заданием.

-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.

Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.



Списывание с грамматическим заданием.

-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.

Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.



Списывание с грамматическим заданием.

-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.

Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.



Бутонов круглые бубенчики Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны. Ещё закрыты и плотны.

Но солнце раскрывает венчики Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны. У колокольчиков весны.



Бутонов круглые бубенчики Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны. Ещё закрыты и плотны.

Но солнце раскрывает венчики Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны. У колокольчиков весны.



Бутонов круглые бубенчики Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны. Ещё закрыты и плотны.

Но солнце раскрывает венчики Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны. У колокольчиков весны.