Аметова З.И.
Предмет: Русский язык
2 класс
16.01.2025
Тема: Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ..
Цели: формировать представление о буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН как орфограммах; развивать связную речь учащихся, воспитать внимание к языковым явлениям.
Планируемые результаты:
Предметные: Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН . Учиться правильно читать слова с сочетанием ЧН, находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, обосновывать написание слов с этой орфограммой, различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
-Сегодня у нас урок русского языка Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку? Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний
1.Минутка чистописания.
Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания.
Прочитайте скороговорку:
Червяк чинил свой чемодан,
Потом бурча чинил диван
- Какой звук чаще всего встречается?
- Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.
- Какой буквой он обозначается?
На минутке чистописания напишем букву «ч». Напишите по образцу.
А на второй строчке мы напишем пословицу. Обратите внимание на орфограммы.
Чтение – лучшее учение.
2.Диктант
-Запишите слова под диктовку. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Львы, фильм, бульвар, письмо, льдина, пальма, соль.
-Как вы обозначили мягкость согласных звуков в позиции? (С помощью букв ё, е, и, ю, я).
-Как вы обозначили мягкость согласных звуков в позиции? (С помощью мягкого знака).
3.Списывание с грамматическим заданием.
-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.
Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.
III. Формулировка темы и задач урока
-Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?
-Когда обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком вызывает сомнение?
-Как называется эта орфограмма?
- Посмотрите на экран и прочитайте загадку:
В Простоквашино есть дом
Кот с собакой живут в нём
Дядя Фёдор приезжает
А кто почту доставляет?
ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН
- Посмотрите ещё раз на отгадку: ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН.
- Так какая же тема нашего урока?
- Над чем мы будем сегодня работать?
-А кто знает правило правописания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН?
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Игра «Кто больше?». Работа в группах
-Придумайте и запишите слова с буквосочетаниями чк, чн. Кто составит большее количество слов с данными буквосочетаниями , тот и выиграет.
2.Зрительно-слуховой диктант.
-Скажите, а чем занимаются почтальоны?
- И нам Печкин принёс письмо.
- Достаньте из конверта задание.
-Прочитайте четверостишие, а затем запишите его под диктовку.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
С.Маршак
-Сверьте записанное с образцом.
-Назовите и подчеркните орфограммы в словах бубенчики, венчики.
3.Самостоятельная работа.
-Прочитайте звуковую запись слов.
[ру́ч١ка], [стро́ч١ка], [по́ч١та], [х١и́щ١н١ик].
-Запишите эти слова с помощью букв. С одним из слов составьте и запишите предложение. Найдите и подчеркните орфограммы в записанных вами словах.
4.Работа с учебником.
Выполнение упражнений 2, 3 на стр.4-5.
5.Физминутка
V.Закрепление материала
1.Работа в парах
- У вас на столе лежат карточки. Образуйте новые слова при помощи сочетаний ЧК. ЧН, НЧ, запишите их в 3-ю колонку.
молоко | чн | молочный |
цветок | | цветочный |
внук | чк | внучка |
печь | | печка |
| | |
птенец | нч | птенчик |
телефон | | телефончик |
- Давайте проверим , какие слова вы записали. Посмотрите на экран.
- Читаем первое слово, если оно написано правильно – поставьте +
- Какая пара получила шесть плюсов?
2.Работа над произношением слов
- Мы учились правильно записывать слова с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, а теперь научимся правильно их произносить.
- Попробуйте прочитать вот эти слова:
конечно
скучно
яичница
скворечник
что
- Нужно вместо звука Ч произносить звук Ш
- Давайте попробуем все вместе.
3.Составление таблицы.
-Заполните таблицу словами с буквосочетанием чк.
| | ч | к | а |
| | ч | к | а |
| | ч | к | а |
| | ч | к | а |
| | ч | к | а |
4.Домашнее задание
- Выполните по заданию упр.4 или 5 на стр.5
- Закройте учебники и тетради.
VI. Обобщение по теме урока.
- А сейчас поработаем на внимательность. Я буду называть слова, а вы поднимите карточку с тем сочетанием букв, которые там написаны.
Тапочки, мышонок, скрипочка, реченька, крошечный, сильный, печник, берёзонька, тарелочка, тучка. скворечник
VII Рефлексия
- Закончите предложение:
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Списывание с грамматическим заданием.
-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.
Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.
Списывание с грамматическим заданием.
-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.
Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.
Списывание с грамматическим заданием.
-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.
Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.
Списывание с грамматическим заданием.
-Спишите слова, вставляя, где нужно, вместо точек мягкий знак.
Бан..тик, бол..но, Ол..га, печ..ник, ал..бом, пес..ня, гон..щик, крыл..цо, веч..но.
Бутонов круглые бубенчики Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны. Ещё закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны. У колокольчиков весны.
Бутонов круглые бубенчики Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны. Ещё закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны. У колокольчиков весны.
Бутонов круглые бубенчики Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны. Ещё закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны. У колокольчиков весны.