СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Употребление местоимений в речи" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет учителю провести интересный и разнообразный урок по теме "Употреблебление местоимений в речи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Употребление местоимений в речи" (6 класс)»

Урок русского языка в 6 классе

на тему:

«Употребление местоимений в речи»



Выполнила: Щербакова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы;

Тип урока: закрепление изученного материала;

Методические приёмы: работа с учебником, показ презентации, устные и письменные упражнения, беседа;

Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, учебник под ред. М.М.Разумовской, толковый словарь С.И.Ожегова;

Цель: обучить учащихся анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать местоимения в собственной речи;

Задачи:

образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания;

воспитательная: привить интерес к изучению родного слова, воспитать бережное отношение к русскому языку, приобщить учеников к нормам речевого этикета;

развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности;

План урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний по пройденному материалу

3) Постановка учебной задачи

4) Изучение нового материала

5) Рефлексия

6) Домашнее задание

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Готовы ли Вы к новым знаниям? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

Отгадайте, о какой части речи говорится:

Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.

Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.

(местоимение)



II. Актуализация знаний по пройденному материалу.

Слово учителя:

– Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж проста эта часть речи. Прочитайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов. Согласны ли вы с ними? (Слайд 2)

  1. Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г.Солганик)

  2. Местоимения удобны… Они, «как за­пасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в теа­тре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. .Реформатский)

  3. Местоимения создают нам ре­чевое удобство, так как экономят время и пространство.(Д. Розенталь) – ответы учеников;

--------------------------------------------------------------------------------------------

Пока учитель с классом выполняет следующее задание на повторение, одному ученику предлагается письменно поработать с карточкой:

Карточка № 1

Вставь подходящие по смыслу местоимения и определи из разряд:

___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)

(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)

Ответы к карточке №1

--------------------------------------------------------------------------------------------

Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает? По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.

--------------------------------------------------------------------------------------------

– А теперь прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Найдите местоимения и определите их разряд:

(Слайд 3):



Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами,

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю.

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василёк.



 (я-личное, их-личное, к ним-личное, тот-указательное, который-относительное, его-личное, наш-притяжательное)

– Скажите, ребята, какие стихотворения, насыщенные местоимениями, вы помните? (Ахматовой, Маяковского, Лермонтова, Пушкина, Некрасова)

III. Постановка учебной задачи

Послушайте стихотворениее А.Барто «Сильное кино» (читает ученица):



Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!



Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.



Беседа с классом: – Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?

Как вы думаете, о какой теме мы поговорим сегодня?



Записываем тему урока «Употребление местоимений в речи».



Как вы думаете, какие задачи мы ставим перед собой, изучая данную тему?



Ответы обучающихся: анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать местоимения в собственной речи;

IV. Изучение нового материала



  1. – Для начала я предлагаю обратиться к нашей повседневной устной речи. 

Показ видеоролика из журнала «Ералаш» (видеофрагмент).



Беседа с классом: Поделитесь своими впечатлениями. Вам понятно, о чем говорил герой? Как речь характеризует мальчика? Что бы вы о нём сказали? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Речь - одна из главных характеристик человека, героя в литературе; местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.





Местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говоря­щий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок. Прочитайте и исправьте их (каждому ученику учитель заранее раздал листы с заданиями) Слайд 5:



2. Устраните двусмысленность:

1) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

 2) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

3) Во время летних каникул юные спортсмены поставили новые рекорды. Они превзошли все ожидания.

4) Возвратившись из экспедиции, капитан при­вёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях.

5) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше.

6) Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы.

7) Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.



  1. Прочитайте диалоги, найдите в употреблении личных местоимений ошибки, исправьте и прочитайте в исправленном виде:



А) — Это чей такой хорошенький котенок?

— Еешный. А вот щенок, он егошный.

Б) — Кому еще дать листок бумаги?

— Мене! Мене!

В) — На кого собака лает?

- На ихнюю кошку..



- В чём были ошибки детей:  ошибки были, в частности, в употреблении личных местоимений. Грамотно сказать: «её, его», «мне», «их». Запомните их (не ихний). Слайд 6



4. Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением местоимений:

1.Ты уже выучил твои уроки?

2.Напишите свою собственную автобиографию.

3.Чё с ими разговаривать?

4.Я осуждаю ихний образ жизни.

5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!

6. Не знаю, чего мне сейчас делать?



5. Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?

Сценка - миниатюра (читает заранее и готовится ответить на вопросы один ученик)

-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.

-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.

-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...

-Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета?

*СМ. значение слова ЭТИКЕТ (обращение к словарю Ожегова) Слайд 7

Индивидуальное сообщение ученика ( из истории употребления ты-Вы): Слайд 8

Были на Руси времена , когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.

До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.

В современном языке (см. таблицу) Слайд 9

ты, твой

Вы, Ваш

- по отношению к хорошо знакомому человеку;



- в неофициальной обстановке;

- при дружеских отношениях;



- по отношению к равному или младшему

- по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;

- в официальной обстановке;

- при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;

- по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)

– А теперь, ребята, я предлагаю вам составить небольшое резюме (понятие термина Слайд 10) и указать в нем черты своего характера, способности, хобби, любимые предметы, употребляя местоимения.

Задание.  Напишите фрагмент своего резюме, используя личные местоимения:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________





V. Рефлексия.

Учитель: Скажите, ребята, что нового вы узнали, чему научились на этом уроке? Попробуйте создать рекламу местоимения в 2-3  предложениях. Можно начать так:   «Изучайте местоимения!  Они ...................» (Слайд 11)



VI. Домашнее задание:

Составить текст на тему «Кто во что горазд» с использованием фразеологизмов, в состав которых входят местоимения. (Слайд 12)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!