Урок русского языка в 6 классе
на тему:
«Употребление местоимений в речи»
Выполнила: Щербакова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы;
Тип урока: закрепление изученного материала;
Методические приёмы: работа с учебником, показ презентации, устные и письменные упражнения, беседа;
Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, учебник под ред. М.М.Разумовской, толковый словарь С.И.Ожегова;
Цель: обучить учащихся анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать местоимения в собственной речи;
Задачи:
образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания;
воспитательная: привить интерес к изучению родного слова, воспитать бережное отношение к русскому языку, приобщить учеников к нормам речевого этикета;
развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности;
План урока:
1) Организационный момент
2) Актуализация знаний по пройденному материалу
3) Постановка учебной задачи
4) Изучение нового материала
5) Рефлексия
6) Домашнее задание
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Готовы ли Вы к новым знаниям? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Отгадайте, о какой части речи говорится:
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(местоимение)
II. Актуализация знаний по пройденному материалу.
Слово учителя:
– Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж проста эта часть речи. Прочитайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов. Согласны ли вы с ними? (Слайд 2)
Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г.Солганик)
Местоимения удобны… Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А.Реформатский)
Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.(Д. Розенталь) – ответы учеников;
--------------------------------------------------------------------------------------------
Пока учитель с классом выполняет следующее задание на повторение, одному ученику предлагается письменно поработать с карточкой:
Карточка № 1
Вставь подходящие по смыслу местоимения и определи из разряд:
___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)
(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)
Ответы к карточке №1
--------------------------------------------------------------------------------------------
Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает? По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.
--------------------------------------------------------------------------------------------
– А теперь прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Найдите местоимения и определите их разряд:
(Слайд 3):
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами,
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк.
(я-личное, их-личное, к ним-личное, тот-указательное, который-относительное, его-личное, наш-притяжательное)
– Скажите, ребята, какие стихотворения, насыщенные местоимениями, вы помните? (Ахматовой, Маяковского, Лермонтова, Пушкина, Некрасова)
III. Постановка учебной задачи
– Послушайте стихотворениее А.Барто «Сильное кино» (читает ученица):
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Беседа с классом: – Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?
Как вы думаете, о какой теме мы поговорим сегодня?
Записываем тему урока «Употребление местоимений в речи».
Как вы думаете, какие задачи мы ставим перед собой, изучая данную тему?
Ответы обучающихся: анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать местоимения в собственной речи;
IV. Изучение нового материала
– Для начала я предлагаю обратиться к нашей повседневной устной речи.
Показ видеоролика из журнала «Ералаш» (видеофрагмент).
Беседа с классом: Поделитесь своими впечатлениями. Вам понятно, о чем говорил герой? Как речь характеризует мальчика? Что бы вы о нём сказали? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Речь - одна из главных характеристик человека, героя в литературе; местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.
– Местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок. Прочитайте и исправьте их (каждому ученику учитель заранее раздал листы с заданиями) Слайд 5:
2. Устраните двусмысленность:
1) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
2) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
3) Во время летних каникул юные спортсмены поставили новые рекорды. Они превзошли все ожидания.
4) Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях.
5) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше.
6) Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы.
7) Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.
Прочитайте диалоги, найдите в употреблении личных местоимений ошибки, исправьте и прочитайте в исправленном виде:
А) — Это чей такой хорошенький котенок?
— Еешный. А вот щенок, он егошный.
Б) — Кому еще дать листок бумаги?
— Мене! Мене!
В) — На кого собака лает?
- На ихнюю кошку..
- В чём были ошибки детей: ошибки были, в частности, в употреблении личных местоимений. Грамотно сказать: «её, его», «мне», «их». Запомните их (не ихний). Слайд 6
4. Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением местоимений:
1.Ты уже выучил твои уроки?
2.Напишите свою собственную автобиографию.
3.Чё с ими разговаривать?
4.Я осуждаю ихний образ жизни.
5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!
6. Не знаю, чего мне сейчас делать?
5. Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?
Сценка - миниатюра (читает заранее и готовится ответить на вопросы один ученик)
-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.
-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.
-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...
-Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета?
*СМ. значение слова ЭТИКЕТ (обращение к словарю Ожегова) Слайд 7
Индивидуальное сообщение ученика ( из истории употребления ты-Вы): Слайд 8
Были на Руси времена , когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.
До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.
В современном языке (см. таблицу) Слайд 9
ты, твой | Вы, Ваш |
- по отношению к хорошо знакомому человеку;
- в неофициальной обстановке; - при дружеских отношениях;
- по отношению к равному или младшему | - по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку; - в официальной обстановке; - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку; - по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению) |
– А теперь, ребята, я предлагаю вам составить небольшое резюме (понятие термина Слайд 10) и указать в нем черты своего характера, способности, хобби, любимые предметы, употребляя местоимения.
Задание. Напишите фрагмент своего резюме, используя личные местоимения:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
V. Рефлексия.
Учитель: Скажите, ребята, что нового вы узнали, чему научились на этом уроке? Попробуйте создать рекламу местоимения в 2-3 предложениях. Можно начать так: «Изучайте местоимения! Они ...................» (Слайд 11)
VI. Домашнее задание:
Составить текст на тему «Кто во что горазд» с использованием фразеологизмов, в состав которых входят местоимения. (Слайд 12)