СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Знаки препинания в сложносочинённых предложениях."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Цель:

- продолжить изучение темы;

- развивать навыки пунктуационной грамотности;

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Ход урока.

 

Организационный момент. Настрой на успешную работу.

- Добрый день, ребята! Рада вас видеть, приглашаю к работе по теме «Сложное предложение».

 

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Графический диктант.

(Учитель читает предложения, учащиеся строят их схемы).

  1. Мечта мне что-то напевала, и сон меня околдовал.
  2. Весною молодеют ели и льётся запах от берёз.
  3. То нежный ветерок целует, то туча оросит дождём.
  4. Разделись синие заливы, и лодки ходят по реке, и вновь заколосились нивы, и слышно стало вдалеке. (И.Бунин).
  5. Зачем гляжу метели вслед и кто тоску мою разгонит? Е.Баратынский).
  6. Прохладой дышит степь, а ветер мчится вскачь.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Знаки препинания в сложносочинённых предложениях."»


Тема. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Цель:

- продолжить изучение темы;

- развивать навыки пунктуационной грамотности;

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Ход урока.


Организационный момент. Настрой на успешную работу.

- Добрый день, ребята! Рада вас видеть, приглашаю к работе по теме «Сложное предложение».


I. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Графический диктант.

(Учитель читает предложения, учащиеся строят их схемы).

  1. Мечта мне что-то напевала, и сон меня околдовал.

  2. Весною молодеют ели и льётся запах от берёз.

  3. То нежный ветерок целует, то туча оросит дождём.

  4. Разделись синие заливы, и лодки ходят по реке, и вновь заколосились нивы, и слышно стало вдалеке. (И.Бунин).

  5. Зачем гляжу метели вслед и кто тоску мою разгонит? Е.Баратынский).

  6. Прохладой дышит степь, а ветер мчится вскачь.


Беседа по вопросам.

- Какие предложения называются сложносочинёнными?

- С помощью каких союзов связываются части сложносочинённых предложений?

- Какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями в составе сложносочинённого?

- В каких случаях два простых предложения, входящих в состав сложносочинённого, не выделяются запятой?

- Как вы понимаете выражение «многочленные сложные предложения»?


II Объявление темы урока. Целеполагание. Восприятие учащимися учебного материала.

Слово учителя.

В художественной литературе часто встречаются многочленные сложносочинённые предложения с союзной и бессоюзной связью. Простые предложения в составе сложносочинённых могут быть осложнены пунктограммами.


1. Работа с учебником. Упражнение 90. Переписать предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу сочинительные союзы и расставляя недостающие знаки препинания. Указать разряд союза (соединительный, противительный, разделительный).


  1. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

Задания первого уровня.

  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений, постройте их схемы.

За лесом поднималось солнце и первые его лучи уже играли на золотой цепочке от веера. Иногда в горах срывались лавины и под ними столбами поднималась белая пыль. Я устал бродя по болоту но мой товарищ был полон сил и энергии. В заповеднике я много слышал о медвежонке однако мне его почему-то не показывали.


  • Задания второго уровня.

  1. Списать пословицы, подобрав к первой части вторую; вставить пропущенные буквы, расставив знаки препинания, раскрыв скобки. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Назвать группу союзов.

1. Нет н.. дров н.. лучины 7) а хорошие пл..тутся прихрамывая.

2. Всю ноч.. собака пролаяла на месяц 5) а он уже смысл..т.

3. Деловая пора ум даёт 6) а слабому дай срок.

4. Грозен Семён 8) но лу..ше всего на зелёной ветке.

5. Умному свис..ни 9) а на деньги время (не)купиш...

6. Сильному работа (в)прок 10) а он на носу с..дит.

7. Дурные вести бегут 4) а боит..ся его одна ворона.

8. Хорошо птичке в золотой клетке 3) а на бездель.. дурь в голову лезет.

9. Время деньги даёт 2) а месяц того и (не)знал.

10. За семь вёрст к..м..ра искали 1) а живёт без кручины.


  1. Списать предложения, вставив пропущенные буквы, расставить знаки препинания и раскрыть скобки; троеточия заменить подходящими по смыслу союзами. Определить смысловые отношения между частями предложений; подчеркнуть грамматические основы предложений и построить их схемы.

Первые морозы л..гли на землю … снега ещё (не)было. Прошло светлое лето прошла горькая и сырая осень … Балашов (не)воз..ращался. Всю жизнь он мечтал о больш..й любви … теперь уже было поз..но думать (об)этом. В комнату вбежала смеясь белоголовая девочка … все посмотрели на неё. Лежу я в кустах … где(то) рядом волны плещ..тся по корням пошлёпывают. Я посмотрел (в)верх … на обрыве ра..двинулись ветки … что(то) серое мелькнуло в них.

Откуда(то) с гор пр..носит ар..маты трав … только что испечё..ого хлеба.

Ключ: (а, но но, и, а, а, и, и)


  • Задания третьего уровня.

Используя данное начало, образовать сложносочинённые предложения; списать их, вставив пропущенные буквы и расставить знаки препинания; усложнить первую часть, введя причастный или деепричастный оборот, однородные члены. В полученных предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Мы с..дели у к..мина … . В глазах рябит от солнечных бликов … . Ивушка соб..ралась раньше всех зацветать и прог..няла северный ветер … . Ветки ивушки униза..ы жаркими золотыми шарами … . Сквозь сетку клетки тр..ва просунулась … .

Например: Мы сидели у камина, зачарованно глядя на пламя, а у наших ног растянулся ленивый пушистый кот Барс.


III. Работа с учебником.

Учитель предлагает учащимся:

- выполнить упражнение 90. продолжить предложения так, чтобы получились сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Записать предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Упражнение 93.

IV.Подведение итогов урока.- С помощью каких союзов связываются части сложносочинённого предложения?

- При каких условиях в сложносочинённых предложениях запятая не ставится?

- В чём особенности пунктуации сложносочинённых предложений?

Домашнее задание. Повторить теоретический материал. Выполнить упр. 94.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!