Тема. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Цель:
- продолжить изучение темы;
- развивать навыки пунктуационной грамотности;
- воспитывать аккуратность, внимательность.
Ход урока.
Организационный момент. Настрой на успешную работу.
- Добрый день, ребята! Рада вас видеть, приглашаю к работе по теме «Сложное предложение».
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Графический диктант.
(Учитель читает предложения, учащиеся строят их схемы).
Мечта мне что-то напевала, и сон меня околдовал.
Весною молодеют ели и льётся запах от берёз.
То нежный ветерок целует, то туча оросит дождём.
Разделись синие заливы, и лодки ходят по реке, и вновь заколосились нивы, и слышно стало вдалеке. (И.Бунин).
Зачем гляжу метели вслед и кто тоску мою разгонит? Е.Баратынский).
Прохладой дышит степь, а ветер мчится вскачь.
Беседа по вопросам.
- Какие предложения называются сложносочинёнными?
- С помощью каких союзов связываются части сложносочинённых предложений?
- Какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями в составе сложносочинённого?
- В каких случаях два простых предложения, входящих в состав сложносочинённого, не выделяются запятой?
- Как вы понимаете выражение «многочленные сложные предложения»?
II Объявление темы урока. Целеполагание. Восприятие учащимися учебного материала.
Слово учителя.
В художественной литературе часто встречаются многочленные сложносочинённые предложения с союзной и бессоюзной связью. Простые предложения в составе сложносочинённых могут быть осложнены пунктограммами.
1. Работа с учебником. Упражнение 90. Переписать предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу сочинительные союзы и расставляя недостающие знаки препинания. Указать разряд союза (соединительный, противительный, разделительный).
Выполнение учащимися разноуровневых заданий.
Задания первого уровня.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений, постройте их схемы.
За лесом поднималось солнце и первые его лучи уже играли на золотой цепочке от веера. Иногда в горах срывались лавины и под ними столбами поднималась белая пыль. Я устал бродя по болоту но мой товарищ был полон сил и энергии. В заповеднике я много слышал о медвежонке однако мне его почему-то не показывали.
Списать пословицы, подобрав к первой части вторую; вставить пропущенные буквы, расставив знаки препинания, раскрыв скобки. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Назвать группу союзов.
1. Нет н.. дров н.. лучины 7) а хорошие пл..тутся прихрамывая.
2. Всю ноч.. собака пролаяла на месяц 5) а он уже смысл..т.
3. Деловая пора ум даёт 6) а слабому дай срок.
4. Грозен Семён 8) но лу..ше всего на зелёной ветке.
5. Умному свис..ни 9) а на деньги время (не)купиш...
6. Сильному работа (в)прок 10) а он на носу с..дит.
7. Дурные вести бегут 4) а боит..ся его одна ворона.
8. Хорошо птичке в золотой клетке 3) а на бездель.. дурь в голову лезет.
9. Время деньги даёт 2) а месяц того и (не)знал.
10. За семь вёрст к..м..ра искали 1) а живёт без кручины.
Списать предложения, вставив пропущенные буквы, расставить знаки препинания и раскрыть скобки; троеточия заменить подходящими по смыслу союзами. Определить смысловые отношения между частями предложений; подчеркнуть грамматические основы предложений и построить их схемы.
Первые морозы л..гли на землю … снега ещё (не)было. Прошло светлое лето прошла горькая и сырая осень … Балашов (не)воз..ращался. Всю жизнь он мечтал о больш..й любви … теперь уже было поз..но думать (об)этом. В комнату вбежала смеясь белоголовая девочка … все посмотрели на неё. Лежу я в кустах … где(то) рядом волны плещ..тся по корням пошлёпывают. Я посмотрел (в)верх … на обрыве ра..двинулись ветки … что(то) серое мелькнуло в них.
Откуда(то) с гор пр..носит ар..маты трав … только что испечё..ого хлеба.
Ключ: (а, но но, и, а, а, и, и)
Используя данное начало, образовать сложносочинённые предложения; списать их, вставив пропущенные буквы и расставить знаки препинания; усложнить первую часть, введя причастный или деепричастный оборот, однородные члены. В полученных предложениях подчеркнуть грамматические основы.
Мы с..дели у к..мина … . В глазах рябит от солнечных бликов … . Ивушка соб..ралась раньше всех зацветать и прог..няла северный ветер … . Ветки ивушки униза..ы жаркими золотыми шарами … . Сквозь сетку клетки тр..ва просунулась … .
Например: Мы сидели у камина, зачарованно глядя на пламя, а у наших ног растянулся ленивый пушистый кот Барс.
III. Работа с учебником.
Учитель предлагает учащимся:
- выполнить упражнение 90. продолжить предложения так, чтобы получились сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Записать предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Упражнение 93.
IV.Подведение итогов урока.- С помощью каких союзов связываются части сложносочинённого предложения?
- При каких условиях в сложносочинённых предложениях запятая не ставится?
- В чём особенности пунктуации сложносочинённых предложений?
Домашнее задание. Повторить теоретический материал. Выполнить упр. 94.