1. повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия»;
2. систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации;
3. систематизировать знания о порядке фонетического разбора слов;
4. правильно называть буквы в словах и указывать звуки, которые они обозначают.
1. учить осознавать цели учебной деятельности;
2. развивать умение поставить цель и организовать ее достижение, развивать рефлексивное мышление, самоанализ, самооценку, самоконтроль, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся;
3. моделировать диалог находить и исправлять ошибки.
1. воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
2. стремление к речевому совершенству;
3. эстетический вкус
1. учащиеся научатся понимать связь между фонетикой и орфографией;
2. проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
3. применять полученные знания и умения на практике;
Оборудование: учебник, ПК, проектор, «бортжурнал».
1. Русский язык: Учебник для 5 классов общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2015.
2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс»/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.; под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2017.
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Сегодня я приглашаю вас морское путешествие! Скрывать не стану, что мы с вами беремся за очень сложную работу. На пути нас будут подстерегать различные препятствия, трудности. Но в результате за пролитый пот, вы получите достойную награду – знания! Готовы ли вы к этому путешествию? | Ученики встали, настраиваются на плодотворную работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | - Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках? Мы изучали звуки речи, алфавит, правильное произношение звуков. - А чем же будем заниматься на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. В этом вам помогут опорные слова. Мы повторим и обобщим знания по фонетике, орфоэпии. - Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. Итак, сделаем первую запись: дата, классная работа и тему урока. - Молодцы, цели поставлены, задачи определены, наш корабль знаний у причала…вперед и только вперед, в увлекательное путешествие на поиски знаний. Итак, все готовы. | Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности. Ученики оформляют записи. |
- Но что это … нашему кораблю никак не поднять якорь, его держит груз вопросов, давайте на них ответим. 1 Что изучает фонетика? 2 На какие группы делятся звуки речи? 3 Чем отличаются гласные звуки от согласных? 4 На какие группы делятся согласные звуки? 5.Что изучает орфоэпия? - Молодцы. На все вопросы ответили, теперь мы можем поднять якорь, и начать наше путешествие. | Работают в парах, отвечая на вопросы по теме «Фонетика» /Звуки речи и буквы./ /Гласные и согласные./ /Гласные звуки состоят только из голоса, а в согласных звуках есть шум/. /Звонкие и глухие. Могут быть мягкими и твердыми./ /Орфоэпия - раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов/. |
Выявление места и причины затруднения. | - Впереди по курсу орфоэпический пролив. Как вы думаете, какое задание мы должны выполнить, чтобы его преодолеть? Задание 1. Выписать слова и поставить ударение. 1 ряд. С ударением на последнем слоге. 2 ряд. С ударением на первом слоге 3. ряд. Все остальные алфавИт, звонИт, каучУк, квартАл, облегчИть, тОрты, пОнял, фОрзац, чЕрпать, ворОта, красИвее, кедрОвый, цепОчка, вЫздороветь, конЕчно Взаимопроверка по эталону. - С заданием справились, продолжим путь. | Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. Анализируют слова. Расставляют знаки препинания, выписывают слова в соответствии с образовательной задачей. |
| На горизонте волшебный город, называется он «Алфавитбург». - Догадываетесь, ребята, кто там живёт? (Буквы) - Вспомните, сколько букв в русском алфавите? (33) - А сколько звуков в русском языке? (42) - Почему такая несправедливость букв 33, а звуков 42? (потому что некоторые согласные звуки имеют пары по глухости звонкости, твердости - мягкости). Молодцы. - Жители города очень аккуратные, все у них по порядку. Но что это, в городе переполох, кто – то в священной книге жителей – в словаре – перепутал все слова. - Давайте поможем жителям славного города. Запишите слова в алфавитном порядке. Корабль, путешествие, школа, ученики, море, знания, капитан, команда, буква, звук. Проверьте свою работу по предложенному эталону. Оцените свою работу. Если вы справились с работой, не допустив ни одной ошибки, поставьте себе 5 баллов, если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте 4, если допустили 3-4 ошибки – поставьте – 3 балла, если вы допустили 5 и более ошибок – поставьте 2 балла. (Буква, звук, знания, капитан, команда, корабль, море, путешествие, ученики, школа) Молодцы. | Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. Расставляют слова в алфавитном порядке. Оценивают свою работу по эталону. |
Физкультминутка. | Славно вы потрудились, пора отдохнуть. Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» - За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, А потом их закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять - Можно глазки открывать! | Дети выполняют элементарные физические упражнения. |
Организация учебно–позна-вательной деятельности. Отработка навыка различения букв и звуков. | - Продолжим наше путешествие. Мы подплываем к острову «Фонетический». Жители острова любят читать. Особенно им нравятся произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, великого русского поэта, писателя и драматурга. 15 октября этого года в городе прошел большой праздник, посвященный творчеству этого поэта. Догадываетесь, какой праздник? / 15 октября 2019 года исполнилось 205 лет со дня рождения поэта/. Перед вами отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Прочитаем его. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Найдите в данном стихотворном отрывке слова, в котором количество букв и звуков не совпадает. Выполните их фонетический разбор. (2 человека у доски.) Выполните орфоэпический разбор слов. | Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. Анализируют стихотворные строки, выполняют фонетический и орфоэпический разбор слов. 2 человека у доски. Оценивают свою работу. |
Индивидуальная работа учащихся. Контроль. Регулятивные действия учащихся. Оценивание | Вот и закончилось наше путешествие по морю знаний, мы прибыли в порт приписки, но для того, чтобы причалить, нам необходимо ввести пароль, а получить вы его можете, только выполнив тестовое задание. Тест по теме «Фонетика» 1. Назовите слово из 6 звуков: 1) Тополь. 2) Береза. 2. В каком слове есть безударный звук [а]? 1) Часы. 2) Дозор. 3.Одинаково ли количество звуков в парах слов? Суд – суть; молоть – молот. 1) Да. 2) Нет. 4. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) сантимЕтр; 2) понялА; 3) тОрты. 5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир? 1) [и]; 2) [ы]. 6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами? 1) Да. 2) Нет. Ответы на слайде 2 2 1 3 2 1 Самопроверка тестов. Оцените свою работу. - Молодцы, наш корабль пришвартовался. Посчитайте общее количество баллов за урок, поставьте себе оценку в соответствии со шкалой. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Рефлексия. | - Скажите, пожалуйста, для чего необходимо изучать эти науки?. - Что вам запомнилось на уроке? Что показалось сложным? - Все ли цели мы достигли. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме урока. - Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути! | Слушают ответы, оценивают работу, отвечают на вопросы. |