Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель урока:
Задачи урока:
отработка практических навыков в написании и определении существительных;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;
развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: обобщение изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы;
Методы: частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Слово - приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний постановка темы урока.
Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» об имени существительном, не называя эту часть речи.
-Ребята, сегодня у нас интересный урок, а о чём же пойдет речь? Я предлагаю вам послушать сообщение. Ученик рассказывает. (Слайд 2)
Это – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, именно эта часть речи появляется у ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.
III. Постановка темы и цели урока.
-Что же эта за часть речи? По каким признакам вы узнали? (Люди называли окружающие предметы, явления). (Эта часть речи появляется у ребёнка в числе первых слов)
-Какова же цель нашего урока? (Вспомнить и закрепить свои знания о грамматических признаках этой части речи). (Слайд 3)
Ребята, у вас на партах листы самооценки, запишите на них фамилию, имя. После выполнения заданий вы будете себя оценивать.
IV. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
1. Оформление тетради. Запишите число, классная работа.
2. Орфографическая минутка (Слайды 4-9)
-Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.
Учащиеся по слайдам разгадывают загадки, комментируют их правописание.
Под землёю Крот живёт.
Возит городской народ. (Метро)
Зимой - беленький, летом – серенький. (Заяц)
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Где расположено метро,
Дома, одетые в стекло,
И множество народа
В любое время года? (В городе)
Бантики, заколочка,
Юбочка, футболочка.
Куколка и феечка,
Это наша... (Девочка)
- К какой части речи относятся данные слова?
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? (Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?
4. Слова - отгадки появляются на доске. (Слайд 10)
Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
Распределите слова в две группы.
Кто? Что?
медведь метро
девочка город
заяц улица
… …
Дополните каждую группу еще двумя словами. Прочитайте.
Работа в парах (Слайд 11)
Ребята, предлагаю вам интересное задание. Вам нужно превратить неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, заменив одну букву.
Капля-…, мак-…, дверь -…, дом -… .
Какой вывод можно сделать? Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Молодцы, справились с заданием! Поставьте отметку в листе самооценки.
5. Собственные и нарицательные. (Слайд 12)
Работа по рядам: 1 ряд напишите название 3 городов, которые вы знаете. 2 ряд- название улиц, 3 ряд - имена.
Город - ….,
Улица - ...,
Имя - …,
С какой буквы вы написали эти слова?
Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
Следующее задание по карточкам:
Выбери и подчеркни нужную букву из скобок? Объясни. (Слайд 13)
У малышки (Г,г) руши в корзинке (г,Г) руши. Тётя (П,п) оля вернулась с (П,п) оля.
Денис (С,с) кворцов смотрел на (С,с) кворцов.
Проверка с комментированием.
-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?
Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной (прописной) буквы.
-Молодцы, ребята справились с заданием! Оцените себя.
V. Физкультминутка
6. «Один и много» (Слайд 14)
Измени число. Работа в группах.
Ученик, книга, урок.
Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
Измените их число.
Ученики, книги, уроки.
- Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
Задание в группах распределить название картинок в три столбика:
Ед.ч и мн.ч Ед.ч Мн.ч
Взаимопроверка. Оцените себя.
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
Имена существительные изменяются по числам: единственное и множественное.
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам? (Слайд 15, 16)
- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
VI. Обобщение по теме. Составление схемы.
Посмотрите, ребята на необычную ромашку. Подул ветер и лепестки разлетелись Что написано на сердцевинке?
- Имя существительное.
Нужно подобрать к ней лепестки, с признаками, которые, относятся только к имени существительному.
Учащиеся собирают лепестки:
Обозначает предмет
Отвечает на вопросы кто? что?
Бывает одушевлённым и неодушевлённым
Собственное и нарицательное
Изменяется по числам
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
VII. Рефлексия.
У вас на партах лежат яблочки разного цвета. На доске вы видите дерево знаний, прикрепите к нему красное яблоко, если на уроке вам всё было понятно и вы справились со всеми заданиями.
Желтое яблоко возьмите те, кто затруднялся и нужно еще поработать над этой темой.
VIII. Итог урока.
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание.
(Слайд 17) Придумать три предложения о весне. Подчеркнуть в них имена существительные.