СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку направлен на обобщение знаний учащихся 2 класса на обобщение и закреплений знаний об имени существительном. Учащиеся работают в группах, парах. Урок построен в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Имя существительное"»

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Цель урока:

  • создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного;

Задачи урока:

  • отработка практических навыков в написании и определении существительных;

  • организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.

  • формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;

  • развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.


Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы;

Методы: частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Слово - приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

II. Актуализация знаний постановка темы урока.

Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» об имени существительном, не называя эту часть речи.

-Ребята, сегодня у нас интересный урок, а о чём же пойдет речь? Я предлагаю вам послушать сообщение. Ученик рассказывает. (Слайд 2)

Это – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, именно эта часть речи появляется у ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

III. Постановка темы и цели урока.

-Что же эта за часть речи? По каким признакам вы узнали? (Люди называли окружающие предметы, явления). (Эта часть речи появляется у ребёнка в числе первых слов)

-Какова же цель нашего урока? (Вспомнить и закрепить свои знания о грамматических признаках этой части речи). (Слайд 3)

Ребята, у вас на партах листы самооценки, запишите на них фамилию, имя. После выполнения заданий вы будете себя оценивать.

IV. Этап обобщения и систематизации изученного материала.

1. Оформление тетради. Запишите число, классная работа.

2. Орфографическая минутка (Слайды 4-9)


-Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.

Учащиеся по слайдам разгадывают загадки, комментируют их правописание.


Под землёю Крот живёт.

Возит городской народ. (Метро)


Зимой - беленький, летом – серенький. (Заяц)

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица)


Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)


Где расположено метро,

Дома, одетые в стекло,

И множество народа

В любое время года? (В городе)

Бантики, заколочка,
Юбочка, футболочка.
Куколка и феечка,
Это наша... (Девочка)


- К какой части речи относятся данные слова?

-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются именами существительными? (Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

4. Слова - отгадки появляются на доске. (Слайд 10)

Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).

Распределите слова в две группы.

Кто? Что?

медведь метро

девочка город

заяц улица

… …

Дополните каждую группу еще двумя словами. Прочитайте.

Работа в парах (Слайд 11)

Ребята, предлагаю вам интересное задание. Вам нужно превратить неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, заменив одну букву.

Капля-…, мак-…, дверь -…, дом -… .

Какой вывод можно сделать? Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Молодцы, справились с заданием! Поставьте отметку в листе самооценки.

5. Собственные и нарицательные. (Слайд 12)

Работа по рядам: 1 ряд напишите название 3 городов, которые вы знаете. 2 ряд- название улиц, 3 ряд - имена.

Город - ….,
Улица - ...,

Имя - …,

С какой буквы вы написали эти слова?

Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

Следующее задание по карточкам:

Выбери и подчеркни нужную букву из скобок? Объясни. (Слайд 13)

У малышки (Г,г) руши в корзинке (г,Г) руши. Тётя (П,п) оля вернулась с (П,п) оля.

Денис (С,с) кворцов смотрел на (С,с) кворцов.

Проверка с комментированием.

-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?

Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной (прописной) буквы.

-Молодцы, ребята справились с заданием! Оцените себя.

V. Физкультминутка

6. «Один и много» (Слайд 14)

Измени число. Работа в группах.

Ученик, книга, урок.

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

Измените их число.

Ученики, книги, уроки.

- Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

Задание в группах распределить название картинок в три столбика:

Ед.ч и мн.ч Ед.ч Мн.ч

Взаимопроверка. Оцените себя.

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

Имена существительные изменяются по числам: единственное и множественное.

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам? (Слайд 15, 16)

- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)

VI. Обобщение по теме. Составление схемы.

Посмотрите, ребята на необычную ромашку. Подул ветер и лепестки разлетелись Что написано на сердцевинке?

- Имя существительное.

Нужно подобрать к ней лепестки, с признаками, которые, относятся только к имени существительному.

Учащиеся собирают лепестки:

Обозначает предмет

Отвечает на вопросы кто? что?

Бывает одушевлённым и неодушевлённым

Собственное и нарицательное

Изменяется по числам

-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

VII. Рефлексия.

У вас на партах лежат яблочки разного цвета. На доске вы видите дерево знаний, прикрепите к нему красное яблоко, если на уроке вам всё было понятно и вы справились со всеми заданиями.

Желтое яблоко возьмите те, кто затруднялся и нужно еще поработать над этой темой.

VIII. Итог урока.

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

XI. Домашнее задание.

(Слайд 17) Придумать три предложения о весне. Подчеркнуть в них имена существительные.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!