Открытый урок по теме "Обобщение знаний о падежах"
Цели:
Обобщить знания о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
Умение различать падежи по их признакам;
Роль существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Оборудование.
Компьютер; Презентация; Экран;
Карточки с названием падежей;
Индивидуальные задания;
Предметные УУД:
научатся распознавать падеж имен существительных по вопросам, предлогам и вспомогательному слову, научатся употреблять имена существительные в заданной падежной форме, работать с алгоритмом, с текстом.
Метапредметные УУД:
регулятивные: формулируют познавательную цель, контролируют себя и своих товарищей, проводят коррекцию знаний.
коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками, работают в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей выражают свою мысль.
познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, развивают речь и орфографическую зоркость, навыки грамотного письма .
Личностные УУД:
выполняют учебные действия, оценивают свои достижения.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, встаньте ровно, выпрямите спинки. Повернитесь, и друг другу улыбнитесь. А теперь тихонечко садитесь.
- Руки? ...
- Ноги? ...
- Локти? …
- Спина? ...
Дети выполняют движения и отвечают на вопросы учителя.
- На месте.
- На месте.
- У края.
- Прямая.
Сегодня, ребята, вам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну русского языка. Путешествие пройдёт в форме игры по станциям, на каждой из которых вы вспомните то, что было изучено вами на уроках русского языка, а, может быть, и откроете для себя что-то новое в хорошо известных вам разделах науки о языке. Итак, в добрый путь!
Во время путешествия вы должны сесть за парты правильно, открыть тетради, взять ручки и написать сегодняшнее число и классная работа.
2. Каллиграфическая минутка- Итак, мы прибыли на станцию «Чистописание».
Здесь мы должны провести каллиграфическую минутку и познакомиться с новым словарным словом.
Запишите цепочку в предложенной последовательности, так как они будут нам встречаться, практически во всех соединениях.
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать буквы Е е и Ёё, так как они будут нам встречаться, практически во всех соединениях.
- Запишите цепочку в предложенной последовательности.
Еле- еле душа в теле. (Так говорят, когда человек устал так, что не может двигаться)
Теперь поработаем над словарным словом - потом.
Составим предложение. Потом прилетела оса. (Подчёркиваем слово потом).
3. Постановка целей и задач урока
Просмотр видеоролика о падежах. Беседа.
Формулировка темы урока.
- Так, какая же тема нашего урока? (Слайд 1)
«Обобщение знаний о падежах»
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
Следующая станция называется «Словарик». На этой станции мы должны провести словарную работу. Я прочитаю загадки,а отгадки вы должны записать в тетрадь.
Словарный диктант
1.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
2. Сто одежек
И все без застежек (капуста)
3. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).
4. Не живая —— а идет,
Неподвижна – а ведет. (дорога)
5. Всегда во рту, А не проглотишь (язык) 6.Она весну встречает – Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаешь… (березку). - К какой части речи относятся эти слова? Давайте повторим, что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? (Подчеркните орфограммы, которые надо запомнить, а над каждым словом запишите к какому роду относится это слово). Физкультминутка для глаз. |
4. Теоретическая работа
Следующая станция «Знай-ка». На этой станции проверим теоритические ваши знания.
- Сколько падежей в русском языке?
Д. – У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют.
- Давайте назовём их
(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах)
1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
(Заселение домика падежами и вопросами) (Слайд 2)
5. Закрепление пройденного материала. Станция «Напиши-ка».
- От теории переходим к практике.
Устно просклонять по падежам слово-мама (Слайд 3)
- Самостоятельно просклонять слова друг (1 ряд) книга (2 ряд)
(Два ученика выходят к доске. Проверка. Самооценка учащихся.)
- Работа с учебником стр. 59 , выполнение упр 107.
Музыкальная физкультминутка.
Теперь подъехали к станции «Угадай-ка»
- Работа в группах
1. Помогите исправить ошибки
«Здравствуй, Полина! Пишет тебе Руслан. Я расскажу тебе о своей семья. Мама любит ходить в лес за грибы. Я тоже беру корзина. Вместе веселее! Еще всегда помогаю бабушка. Мы кормим кур и кроликов. С дедушка несколько раз ходили на рыбалка. Он у меня хорошый рыбак, поэтому без улов мы домой не приходим. Но больше всего мне нравится ходить с папа в библиотека. Приезжай к нам в гости. Твоя подруг Руслан. До свидания.»
2.Игра «Третий лишний»
На карточках прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?
1.Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.
2.Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.
3.Полз по одежде, жил в городе, подошёл к ферме.
4. Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком.
6. Итог урока
- Подведём итог урока
-О чем мы говорили сегодня на уроке?
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?
7. Рефлексия.
8.Домашнее задание
Повторить падежи по таблице с.57
1 группе- стр.58 упр. 104 выполнить задания
2 группе –стр. 58 упр. 104 выполнить все задания и фонетический разбор слова пчёлы.
Закончить наш урок я тоже хотела бы легендой: «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра».– И мне, ребята, хочется, чтобы вы так же, как та вторая мышка, старательно учились, добивались новых высот, а не останавливались на достигнутом.
Молодцы, ребята! На этом наше путешествие подошло к концу. Вы приняли активное участие в сегодняшнем уроке , которая позволила вам применить те знания, которые были получены на уроках русского языка. Чтобы ответить на некоторые вопросы, вам пришлось рассуждать, в результате чего вы сделали определённые выводы.
– Спасибо за урок!