Разработчик: | Проскурина Ольга Геннадьевнавна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории |
Образовательное учреждение | МОУ «Школа №18» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тема | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы |
Цель | Создать условия для проверки для обобщения знаний учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм содействовать воспитанию интереса к русскому языку, аккуратности и внимательности. |
Формирование УУД | Предметные: уметь распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого. |
Ход урока:
I. Организационный этап
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
II. Актуализации знаний
Проведение игры «Для ума» – Разгадывание кроссворда.
- Разгадайте кроссворд, определите тему урока.
1. Оно сообщает о ком – либо или о чём – либо. ( Предложение)
2. Его можно записать из букв. ( Слово)
3. Их мы произносим. ( Звуки)
4. Он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу. (Текст)
5. Это часть слова. ( Слог)
6. Она бывает устная и письменная. ( Речь)
7. Общая часть у родственных слов (Корень)
8. Орфограмма, которая называется разделительный мягкий … )знак)
9. Знаки, которые используются, чтобы сообщить название рассказа, стихотворения, картины… (кавычки)
10. Слова, которые называют предметы. ( Существительное)
- Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Повторение)
III. Самоопределение к деятельности
Наш Шарик поймал воздушный шарик.
- Посмотрите внимательно на предложение, назовите орфограммы.
- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
- Кто догадался, какая тема урока?
Сегодня на уроке нам предстоит:
- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных;
- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдение над языковым материалом
- Раздели имена существительные на две группы (одушевлённые, неодушевлённые).
ягода лягушка сахар
народ город класс
заяц отец ребята
2. Работа в группах.
1 группа. Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза). Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся в первом классе.
2 группа. Мою подругу зовут __________(Лилия, лилия). В пруду растёт ____________(Лилия, лилия).
3 группа. В высоте парил __________(Орёл, орёл). Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме
1. Индивидуальная работа. (Сами выбирают карточку).
Карточка 1. Спиши текст.
Возможно, Земля — единственная обитаемая планета во Вселенной. Разве не заслуживает она любви? А ведь Балтийское и Средиземное моря находятся под угрозой загрязнения и гибели их морской фауны. Люди, берегите природу Земли!
Карточка 2. Вставь заглавную букву. Придумай по одному примеру в каждую группу.
Названия рек: ..олга, ..он, ..ена,....
Названия городов: ..осква, ..олгоград, ..овороссийск,....
Женские имена: ..атьяна, ..льга, ..арина,....
Названия стран: ..оссия, ..ранция, ..нглия,....
2. Игра «Третий лишний»
- Сейчас запишем слова, одно будет лишним. Подчеркните его.
- зима, снежинка, Снегурочка (одуш., собств.)
- гололёд, воробей (одуш.), каток..
- пурга, буран (м.р.), вьюга.
3. Игра «Поймай большую букву»
- Если слова пишутся с маленькой буквы, то нужно подпрыгнуть, если с большой хлопнуть в ладоши.
- Валя, улица, Юля, врач, Пушок, Сидоров, Владимир, сорока, Нара, Серпухов, город, село, Москва, река, Лев.
- Почему слово «Лев» вызвало затруднение? (Многозначное слово).
4. Игра «Образуй пары»
- Прочитайте слова. Образуйте пары слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, другое – с большой.
корова | Байкал |
озеро | Бурёнка |
улица | Земля |
планета | Цветов |
писатель | К.И. Чуковский |
VII. Рефлексия
- Что нового узнали?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
VIII. Домашнее задание