СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе "

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе " для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе "»

План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 «г» классе МКОУ «Калининальская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя начальных классов

Махмудовой Иры Магомедовны.





Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.

Дата: 16.05.2018 год;



Технология: личностно-ориентированного урока

Тип урокаУрок повторения и обобщения полученных знаний.

Цель урокаСистематизация существенных признаков глагола

как части речи.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Закрепить умение определять время, число глаголов;

  • Закрепить умение определять грамматические признаки глаголов;

  • Узнать о родном посёлке Велетьма.

Развивающие:

  • Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление;

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, прививать любовь к родному краю;

  • Расширять кругозор и знания по краеведению.

Планируемые результаты:

  • Личностные: - проявляет учебно-познавательный интерес к учебному

предмету.

- понимает причины успеха в учебной деятельности.

  • Регулятивные: - определяет цель деятельности на уроке с помощью

учителя.

- учится работать по предложенному учителем плану.

- корректирует работу по ходу её выполнения,

самостоятельно оценивает.

  • Познавательные: - делает выводы о результате самостоятельной работы

класса.

- анализирует, сравнивает, группирует различные

факты, объекты по теме «Глагол».

  • Коммуникативные: - слушает и понимает речь других

- договаривается и приходит к общему решению в

совместной деятельности с одноклассниками.

- осуществляет взаимоконтроль, самоконтроль.

Средства обучения: Учебник « Русский язык» для 3 класса начальной школы. В.двух частях. Часть 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. –М. : «Просвещение», 2013 год.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная работа, игра, самооценка, взаимопроверка, частично-исследовательские приемы.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с текстом.













Ход урока:

I. Оргмомент. Слайд 2



- На вас надеюсь я, друзья!

Дети: Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас!



II. Самоопределение к деятельности.



- О чем идет речь? (загадка о глаголе)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт!

Летит ракета

Люди строят здания

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

Слайд 3, 4



III. Постановка учебной задачи.



- Мы заканчиваем работать с глаголами.

- Какие задачи мы поставим к уроку-обобщению?

- Главные задачи нашего урока: закрепить умение определять время, лицо, число глаголов. Слайд 4

- Наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами совершим небольшую экскурсию по нашему посёлку не выходя из класса. Слайд 5,6

- Как называется наш рабочий посёлок? (п. Велетьма)

- Что бы вы хотели узнать о нашем родном п. Велетьма?

- Сначала мы заглянем в историю посёлка, узнаем, поговорим о природе нашего края, традициях и достопримечательностях нашего посёлка. Слайд 6



IV. Минутка чистописания.



- Открываем тетради, записываем дату.

- Запишем слово «глагол», разделим на слоги, поставим ударение.

- Назовите все буквы, из которых состоит данное слово.

- Запишите эти буквы. Слайд 8



  1. Актуализация знаний

А) Немного истории. Слайд 9, 10

- Народное предание связывает название «Велетьма» с походом Ивана Грозного на Казань в 1552 году: якобы удивлён был царь обилием и густотой лесов в этом месте и воскликнул: «Велия тьма!»

А некоторые исследователи связывают возникновения названия «Велетьма» с мордовским языком.

Что же получится, если перевести? Чтобы узнать отгадайте загадку:

Слайд 11

Пробегает рощу –

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка.

Речка.

«Велеть» – это «домики диких пчёл», «ма» – «текущая вода». Если перевести, то получится красивое название «ПЧЕЛИНАЯ РЕЧКА».

Задание: выпишите из текста глаголы. Определите время глаголов, у глаголов в настоящем времени определите число, у глаголов в прошедшем времени – род. Поставьте все глаголы в неопределённую форму.

ВЗАИМОПРОВЕРКА Слайд 12.

- Назовите глаголы прошедшего времени. Чем они отличаются от других форм глагола?

Слайд 13

- В районе Велетьмы находились залежи железной руды, обилие лесов, много рек и речушек, близость к торговым путям. Всё это привлекло братьев Баташёвых, и они в недолгий срок в середине 18 в. построили железоделательный завод в Велетьме.

- На берегах реки Велетьма были выстроены казармы для рабочих (в настоящее время это ул. Комлева).

- Для пропитания семейным были отведены небольшие огороды. Каждое воскресенье в Велетьме был базар. В конце 18в. была выстроена церковь.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с текстом.

Слайд 14

Начало и окончание работы возвещал колокол. Тяжело приходилосьрабочим. Рабочий день был 12-14 часов. Работа в ночное время веласьпри свете лучины. Самый дешевый труд был подростков и детей. Часто после смены родители уносили их на руках. В заводе работали до 800 человек. За малый поступок смотритель мог наказать розгами илиотдать в солдаты. Но, не смотря на тяжёлый труд, рабочие заводлюбилисчитали его родным и относились к нему с уважением,содержали в полном порядке.

- Поработаем с текстом. Задание: Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста. Подчеркните все глаголы в тексте. Что обозначают глаголы? В какой форме употреблены глаголы в тексте? Подчеркните основу 1-го предложения. Какой вывод можно сделать? (глаголы в предложении обычно являются сказуемыми).

- В 1895 году Велетьминский завод был закрыт. И только в 1936 году на месте железоделательного завода был организован рыбхоз «Велетьма», который и в настоящее время продолжает работать. Слайд 15

Работа по учебнику.

Б) Природа края Слайд 16

- Пришло время поговорить о природе края.

- Какое время года сейчас? Что мы наблюдаем весной в природе?

- Находим упр. 235 на стр. 129 Слайд 17

- Городским ребятам, чтоб посмотреть на эту красоту приходится выезжать за город, а мы с вами любуемся этим каждый день.

Задание: Прочитайте текст. Какую картину вы представили? Что услышали, читая строки? Какую роль выполняют глаголы в стихотворении?

РАБОТА по вариантам: 1в. – списать первое четверостишие, выполнить морфологический разбор слова «белеет».

2 в. – списать второе четверостишие, выполнить морфологический разбор слова «выслала»

  1. Физминутка. Слайд 18

VIII. Работа по развитию речи.



В) Традиции посёлка. Слайд 19.

- Ребята, а вы знаете, что такое традиция? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? (в толковом словаре). Слайд 20.

- Какие традиции есть в нашем посёлке? Послушаем, что вы знаете о традициях нашей малой родины.

Слайд 21.

- Много лет назад появилась новая традиция: 9 мая в центре посёлка проводить торжественную линейку, посвященную дню Победы нашей армии над фашистскими захватчиками. Это событие отразилось и в народном творчестве. О доблести русских солдат много сложено пословиц. Давайте запишем несколько пословиц и объясним их смысл:

Мир строит, а война разрушает.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили. Слайд 22.

- Найдите глаголы-антонимы.

Г) Достопримечательности посёлка. Слайд 23.

- Какие достопримечательности есть в нашем посёлке? Слайд 24.




IX. Дифференцированная работа с текстом. Слайд 25, 26.



1 уровень.

ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы в тексте, пользуясь словами для справок. Выделить грамматическую основу в первом предложении.

Мы ____________по лесу и _____________ к лесной речке. Мы _____________ за жизнью водоёма. ____________ тёплый ветерок. Он __________ рябь по поверхности. В толще воды ________, _______________, ________________ мелкие рыбки. Невольно ____________ на них, _________________ красивым видом.

Слова для справок: исчезают, бродим, засмотришься, дует, понаблюдаем, выходим, залюбуешься, крутятся, гонит, появляются.

2 уровень.

ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы, поставив их в нужную форму. Разобрать первое предложение по членам предложения.

Мы ____________по лесу и _____________ к лесной речке. Мы _____________ за жизнью водоёма. ____________ тёплый ветерок. Он __________ рябь по поверхности. В толще воды ________, _______________, ________________ мелкие рыбки. Невольно ____________ на них, _________________ красивым видом.

Слова для справок: исчезать, бродить, засмотреться, дуть, понаблюдать, выходить, залюбоваться, крутиться, гнать, появляться.




X. Рефлексия.



- Чем мы занимались на протяжении всего урока?

- Ребята, как вы считаете? Справились вы с задачами урока? Слайд 27.

- Поиграем в игру «Верю – не верю»: Слайд 28.




  • 1. Глагол – это часть речи.

  • 2. Глагол изменяется по падежам.

  • 3. Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

  • 4. Глагол с частицей НЕ пишется слитно.

  • 5. В 18в. Братья Баташёвы построили в Велетьме железоделательный завод.

  • 6. Глагол в прошедшем времени изменяется по родам.

  • 7. Глагол не изменяется по числам.

  • 8. Одна из традиций нашего посёлка – проводить торжественное мероприятие, посвящённое Дню Победы

XI. Итоги урока.



Оцените с помощью светофора свою работу на уроке.

- Уроком я очень довольна. Молодцы, ребята! Слайд 29.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!