СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевленные имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с использованием ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевленные имена существительные"»

Урок русского языка 2 «Б» класс

Учитель: Сухенко Наталья Викторовна

Авторы учебника: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, программа «Школа России»

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Дидактическая цель: усвоение учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться ставить вопросы и распознавать одушевлённых и неодушевлённых имена существительные; развивать внимание и связную речь.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность; сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам; стремление прийти на помощь товарищу.

Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками;

- умение слушать и понимать речь других.

2. Познавательные УУД:

- ориентирование в своей системе знаний;

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса

- анализ учебного материала;

- навык самоконтроля.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- осознание роли языка и речи в жизни людей.

4.Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- проговаривать последовательность действий, работать по алгоритму;

- формирование самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, учебник «Русский язык 2 класс»,

Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- карточки для самооценки,

- карточки с заданиями.














Технологическая карта урока русского языка


Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I. Организацион-ный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.


II. Актуализация знаний.




1.Каллиграфическая минутка





















2. Орфографическая минутка

Цель– тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.



3. Повторение ранее изученного материала об имени существительном

Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
































IV. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.





V. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, конкретизации знаний имени существительном. Запись нового знания в виде опорного алгоритма.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепление нового знания, способов действия.














































VII. Физкультминутка









VIII. Включение знаний в систему

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.







X. Итог урока

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями


XI. Рефлексия деятельности

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.


XII. Выставление оценок.




XIII. Домашнее задание




Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.















Здоровьесберегающие технологии








Наблюдение, работа по алгоритму







Наглядный метод.

Фронтальная работа.



















Метод проблемного обучения –переработка учебной информации.






























































Работа в парах.




Работа по алгоритму






Фронтальная работа













Наглядный метод.

.

























Здоровьесберегающие технологии








Метод самостоятельной познавательной деятельности


Дифференцированные карточки





Фронтальная работа (задание с опорой на ЭОР)





























Проверяет готовность класса к работе.

- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

Ребята, как ваше настроение?

Хочу начать наш урок с датской пословицы.

Кто-нибудь может объяснить, что значит «датская»? (родившаяся в стране Дании) (Слайд 1)


«Никто не знает так много, как все мы вместе».

- Я предлагаю вам сегодня на уроке работать вместе, слажено.

А вы знаете похожие пословицы в русском языке? (Одна голова хорошо, две – лучше. Мы разные – это наше богатство, мы вместе – это наша сила).

Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество..

-Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

- Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.


Сегодня на минутках чистописания мы пропишем такое длинное слово: с щ ств т л н

-Подумайте, какие звуки обозначают эти буквы? (согласные)

- Что интересного заметили в этом слове? (нет гласных и ь).

- Какие буквы нужно вставить? (гласные и ь)

- Какое слово получилось (существительное).

- Запишите это слово красиво без ошибок.

- А что вы знаете об имени существительном? (слайд 2)







- Разгадайте ребусы на доске (сорока, ворона, коньки, корова, мороз) (слайды 3-7)

Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания словарных слов у соседа, сверяя с эталоном.

Поставьте на полях карандашом отметку соседу.


Вам было приятно проверять работу соседа? Почему?-


- К какой части речи относятся эти слова? (Слайд 9-10)

Почему?

Учитель актуализирует знания учащихся, задаёт наводящие вопросы, корректирует ответы учащихся.


Подумайте, на какие две группы мы можем их разделить?

Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?


- Почему одни отвечают на вопрос кто? А другие на вопрос что?

- Как бы вы назвали эти группы?


Вар. 1

Но в русском языке нет определений живые/ неживые слова. В русском языке они называются по-другому. Как вы думаете, нужно нам знать правильное название этих групп слов?


Итак, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Как называются существительные, которые отвечают на вопрос: КТО? и ЧТО? и научиться различать их.)

А зачем нам нужно это знание?


Как вы думаете, где можно эту информацию уточнить? (в учебнике, прочитать правило)

- Откройте учебники на странице 48 и странице 50.


─ Давайте вспомним из уроков окружающего мира, что относится к живой природе? (человек, животные, растения).

─Какое противоречие мы заметили? (Растения относятся к живой природе, а слова, называющие растения, отвечают на вопрос ЧТО?). Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает. Эти предметы считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО? (слайд 9), а растения не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ и в русском языке они отвечают на вопрос ЧТО? (сл.10)


Вар. 2 (Кто-то из учащихся знает название групп)

- Откуда ты знаешь?

- Поделись своими знаниями с одноклассниками.

Как вы думаете, где можно эту информацию уточнить? (в учебнике, прочитать правило)

-А зачем уточнять?

- Откройте учебники на странице 48 и странице 50.

Прочитайте правило. Сравните с тем, что рассказал нам …. (слайд 9, 10)


- Кто-то догадался, какая тема сегодняшнего урока? (слайд 11)


- Какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные).





Предлагаю составить алгоритм, который поможет нам в работе.

Алгоритм.

1. Найди слово - имя существительное.

2. Определить, что оно обозначает.

3. Если обозначает людей или животных, задай вопрос кто?

4. Если не обозначает людей или животных, задай вопрос что?

5. Сделай вывод (слайд 12 )




Работа в паре.

- Давайте вспомним правила работы в паре (слайд 13)


Найдите в «Шифрограмме» 6 слов и подчеркните их.


Прочитайте, какие слова нашли. (слайд 14)

Фронтальная работа по вариантам.

I в.– выписать одушевлённые имена существительные.

II в.- выписать неодушевлённые имена существительные.(слайд 15)

-Какие вопросы вы задавали, чтобы справиться с заданием? (I в. – КТО? II в. – ЧТО?)

Какие слова выписал I вариант? ( Муха, рыбка, лисички). Почему?

- Какие слова выписал II вариант? (Дождь, компьютер, трава). Почему?

Не возникло ли у вас разногласий при выполнении задания?

Вам встретилось слово лисички.


- Что вы себе представили? (слайд 17)


- К каким существительным относится это слово? Почему? (Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос «кто?»)

- Послушайте предложение: «На опушке росли яркие лисички». А теперь к каким существительным относится слово лисички? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос «что?»

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

- Как они называются? (многозначные)

Рассмотрите картинки на слайде, назовите многозначные слова. (слайд 18 ) (Гусеница, коньки, шарик).

Учитель показывает на картинку, а дети называют, одушевлённый этот предмет или неодушевлённый.

I - вариант составьте предложение со словом коньки, которое отвечает на вопрос что?

II - вариант составьте предложение со словом коньки, которое отвечает на вопрос кто?


Давайте поиграем в игру «Одушевлённые - неодушевлённые». Если я называю одушевлённое существительное, вы делаете разные движения руками. Если же я называю неодушевлённое существительное, вы приседаете.

Снегирь, шмель, мяч, апельсин, обезьяна, гроза, самолёт, удав, сторож, клюшка, радость, окунь, ящерица, конфета, лётчик, победа.



- Предлагаю вам разные по сложности задания. Прочитайте их и оцените, с какими вы сможете справиться.



А сейчас давайте проверим, как вы справились с заданием.

Жёлтая карточка (слайд 19-20)





задание на портале https://learningapps.org/myapps.php




Какое новое знание вы приобрели?


Я предлагаю поделиться впечатлениями об уроке. Вам помогут слова-подсказки (слайд 21 )

-Мне понравилось….

- Я научился…

- Я узнал новое…

- У меня получилось…

- Я сомневался…

- Мне было трудно…








Откройте дневники, запишите домашнее задание: с.48, 50 выучить правила, упр.86


Спасибо за работу. Урок окончен.



Подготовка класса к работе.



























Учащиеся прописывают слово.


Отвечают на вопрос. Дают первичные знания об имени существительном, как части речи.


Отгадывание ребусов и запись слов с непроверяемыми гласными в тетрадь.


Взаимопроверка по эталону.





Объясняют.













Предположения детей







На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.









Проверка по учебнику.


Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель: научиться определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.




Коллективное составление алгоритма








Проговаривание правил


Работа в парах

С опорой на алгоритм










Фронтальная проверка.

Сверяют по эталону, осуществляют самооценку.















Высказывают суждения по результатам своей работы;

аргументируют свое мнение;

делают

выводы .























. Самостоятельно выбирают уровень выполнения работы



Проверка по эталону










Оценивают то, чему научились, что получилось, а что нет.



Соотносят цель

учебной деятельности и ее

результаты, фиксируют степень их усвоения.









Личностные: самоопределение, установление контакта между детьми и учителем.


Личностные УУД:

осознание роли языка и речи в жизни людей.




















Коммуникативные:

оформление своих мыслей в устной форме.








Познавательные:

ориентирование в своей системе знаний.

















Познава -тельные: самостоятельное формулирование познавательной цели.



Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.



Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других














Познавательные: моделирование;-построение логической цепи рассуждений

личностные: решение проблемы





Познавательные:

анализ учебного материала





Коммуникативные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, осуществлять контроль.







Познавательные:

анализ, сравнение, классификация;

Коммуникативные:

оформление своих мыслей в устной форме.








Регулятивные УУД:

формирование самоконтроля




Личностные: учебно - познавательный интерес

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

Регулятивные: контроль, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, личностные: самоопределение


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, личностные: самоанализ, самооценка.





Карточка №1 «Шифрограмма»

Найдите 6 слов и подчеркните их:

ЬЮДОЖДЬРДЬАРМУХАМРОЛВК

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРО

ЧВЛИСИЧКИРНТРАВАТЭМОУИМ


Карточка №2

  1. Разделите слова на две группы.

  2. Если среди слов есть «лишние» или те, которые не смогли никуда определить, пишите их внизу.

Цветок, кольцо, девочка, кукла, зелёный, руки, мышка, бабочка, обезьяна, ненастье, Юра.









Лишние:_____________________________________________________________________________________

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!