СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Парономия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Парономия"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Парономия"»

Дата:15.11.2021г Урок № 29 Класс:10

Предмет:русский язык Учитель: Аппазова Э.Н

Тема: Паронимия

Цель урока: формирование навыка, необходимого для выполнения тестовых заданий ЕГЭ .

Образовательные задачи: активизировать знания по теме «Лексика»; научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, закреплять и расширять знания лексических норм языка.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения. продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: ноутбук, презентация, словарик паронимов, раздаточный материал.

Тип урока:комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка д/з.

II. Орфоэпическая минутка (10 слов) сверлИт, прИбыв,нет кОнусов,зАгодя,боЯзнь

крАны

красИвейший

дозвонЯтся

осведомИшься

принятА

отдалА

оптОвый

3.Целеполагание.Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.

- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

Безымя(н,нн)ый мастер.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Как называются слова, заключённые в скобках?

- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

- Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Паронимы.

Итак, тема нашего урока: паронимы

2. Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

“Что такое паронимы”?

Прочитать текст Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

Вывод.

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

- Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа у доски)

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова?

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

Записать определение в тетрадь

4.Актуализация знаний

Для чего нужно уметь правильно употреблять паронимы?

В ЕГЭ есть целое задание 5, проверяющее умение правильно употреблять слова паронимической пары. Среди них бывают сложные варианты. Сегодня мы столкнемся с этим интересным явлением в языке.

Классическая пара адресат – адресант – это паронимы. Тот, кому отправляют почту. – Тот, кто отправляет почту. Здесь есть хотя бы пересечение смыслов. А в паре здравица – здравница ничего общего в значениях слов уже нет. Это просто похожие слова, но у них совершенно разное лексическое значение. Здравица – это тост, речь с пожеланием здоровья, а здравница – это место или учреждение, где отдыхают и лечатся.

Для некоторых нет никакой разницы, например, между словами  надеть – одеть, лирический – лиричный, исполнительский – исполнительный, командированный – командировочный, а между тем лексические значения этих слов разные, они употребляются в разных ситуациях и, что самое важное, по-разному сочетаются с другими словами: исполнительный комитет, но исполнительское мастерство.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лек­сическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существо­вать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо про­является в сочетаемости их с другими словами. Так, прилага­тельное вековой соотносится с существительным век и упот­ребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами праздничность и праздность:

Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.

В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила. Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий восклицает: «Служить бы рад,, прислуживаться тошно!»
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например: Служение, а не служба; Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле»+ onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.

Задание 5 ЕГЭ проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.

Используя паронимы, составьте предложения (по вар.) со следующими парами паронимов:

1 вар. Абонент-абонемент

будний-будничный

освоить -усвоить

2 вар.

Эффективность — эфффектность

лесистый — лесной

предоставить — представить

Подберите к словам паронимы.
Глубинный, артистичный, безответный, лакировочный, годовой, болотный, генеральный, заводной


Карточка . Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Задание на интерактивной доске. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

  1. (Абонемент, абонент) не отвечает.
    8.(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
    9. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
    10. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
    11. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
    12. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.



Работа в парах, обменяться тетрадями. Определите, в каких предложениях допущены лексические ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к гористому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).
3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).
5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборный )

Самостоятельная работа (раздаточный материал)

1. Объясните разницу между приведенными ниже словами, употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, возмутительные).

Абонент – абонемент (концертный, молодой, в бассейн, просроченный).

Дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса).

Советник – советчик (тайный, непрошенный).

Экономичный - экономический(факультет, машина).

2. Выберите нужное слово или словосочетание.

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

4. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

5. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

3. Подберите к словам паронимы.

Бедный, генеральный, гуманный, заводной, луковичный, овчарня.

4. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

2. (Абонемент, абонент) не отвечает.

3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

  1. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.


Закрепление.Теперь обратимся к заданиям, которые вы встретите в КИМах ЕГЭ. (Работа с тестами ЕГЭ, задание 5)


5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

  1. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.



В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.

2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.

3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утроа и сразу же приступил к работе.

4.Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. В результате социологического опроса был выявлен рейтинг ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса

2. Палаты Романовых в Зарядье отреставрируют к 400-летнему юбилею ЦАРСТВЕННОЙ династии.

3. Впервые мысль о получении ИСКУССТВЕННЫХ тканей была высказана французским ученым Р. Реомюром ещё в 1734 году.

4. КОНСТРУКТИВНОЙ может считаться лишь такая критика, которая не приводит к конфликтам.

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Подобрать существительные к следующим паронимическим парам: автоматический – автоматичный,, вбежать – взбежать, гоночный – гончий, дружеский – дружественный, земляной – земной, непонятливый – непонятный, обидный – обидчивый, фактический – фактичный, целый – цельный, явный – явственный

Составьте предложения со словами-паронимами далекий-дальний, желанный-желательный, ледовый-ледяной, царский-царственный,




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!