СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные" для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) закрепить знание основных видов словосочетаний; совершенствовать умение на практике;

2) научить различать виды словосочетаний и способы подчинительной связи;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные" для 8 класса»

Тема урока: Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.

Цели урока: 1) закрепить знание основных видов словосочетаний; совершенствовать умение на практике;

2) научить различать виды словосочетаний и способы подчинительной связи;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова.

План урока

1

Вступительное слово учителя

2

2

Опорное повторение (основные виды синтаксической связи, способы подчинительной связи, проверка домашнего задания).

18

3

Изучение новой темы «Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные», выполнение упражнений 57, 58

20

4

Домашнее задание

2

5

Итог урока (обобщение и выводы)

3



Ход урока:

Учитель: ребята, сегодня мы с вами изучим тему «Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные».

Ученики записывают тему и число в тетради.

Учитель: прежде, чем приступить к новой теме, проверим домашнее задание и вспомним, способы подчинительной связи?

Ученики: записывают диктант.

Гаснут над лесом; музыка утра; один из нас; предутренний час; поднимаются в небо; проснувшиеся птички; лесная музыка, среди бузины, собирать песни, стрелы молний, студить воду, тёплые края, глухо гудеть, становиться таинственнее.

Учитель: Словосочетание — это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу:

Встретить родителей; дождь или град.

Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него.

Так, из предложения Алое сияние долго стояло над землёю выделяем прежде всего грамматическую основу, а затем словосочетания: грамматическая основа: сияние стояло; словосочетания: 1) алое сияние 2) стояло над землёю; 3) стояло долго.

По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные.

В предложении больше подчинительных словосочетаний, в которых одно слово является главным (от него и задаётся вопрос), а другое — зависимым. В предложении Алое сияние долго стояло над землёю

существительное сияние распространяется прилагательным, образуя подчинительное словосочетание: алое сияние; глагол подчиняет себе существительные, образуя словосочетания: стояло над землёю и стояло долго.

В речи встречаются подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению. Такие словосочетания являются синонимичными. Например: девушка из города — городская девушка; сцена театра — театральная сцена; пожар в лесу — лесной пожар; берег моря — морской берег и др. Однако такая взаимозаменяемость возможна не всегда: так, словосочетание исторический день нельзя заменить сочетанием день истории, словосочетание день в лесу не имеет синонимичного лесной день.

В сочинительных словосочетаниях нет главных и зависимых слов. В этих словосочетаниях объединяются равноправные слова: нельзя задать вопрос от одного слова к другому.

Сочинительные словосочетания обычно состоят из слов, относящихся к одной части речи: день и ночь, гудит и воет; осенний, но тёплый; однообразно и уныло и др.

В состав подчинительных словосочетаний сочинительные словосочетания входят как одна часть — главная или зависимая: (чётко и выразительно) читать

Сочинительные словосочетания занимают позицию (место) одного члена предложения, образуя ряды однородных членов:

подлежащие: Благородство, бескорыстие, уважение к достоинству каждого человека, верность идеалам добра и справедливости, строгость и требовательность к себе — вот черты истинного интеллигента;

сказуемые: Герои этого романа не суетились, не ловчили, не лгали, не шли против совести;

второстепенные члены предложения: Зло можно победить лишь любовью, добром и состраданием.

Ученики: обращаются к §159 на странице 203.

Учитель: Ребята, обратимся к упражнению 58

Ученики: выполняют упр. в тетрадях.

Учитель: Ребята, давайте выполним упражнение 57.

Ученики: делают упражнение в тетрадях.

Домашнее задание: § 159, упражнение 60.

Подведение итогов урока: Что называется словосочетанием? Чем отличаются сочинительные и подчинительные словосочетания?

Какие способы подчинительной связи вы знаете? Какие словосочетания называются синонимичными?

Комментирование и выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!