Конспект урока по русскому языку
Урок №37 Класс: 2-б 11.11.2021г.
Тема урока: Особенности проверяемых и проверочных слов.
Планируемые результаты урока:
Предметные: Научиться: Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове(корне). Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того же слова
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Познавательные: различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.
Коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля. Оценивать результаты своей деятельности.
Личностные: Воспитывать в себе умение видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.
Оборудование урока: тетрадь, учебник Канакиной В. П., В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— На какие группы делятся все согласные? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.}
— Как обозначается мягкость согласных на письме? (Гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь.')
— Я читаю предложения, а вы выписывайте только те слова, в которых мягкость согласных обозначается буквой Ь.
Пришла поздняя осень. Был теплый летний день. Лева и Петя идут гулять. Из школы шли мальчик и девочка. Дети слепили снежную крепость.
— Какие слова записали? (Осень, день, гулять, мальчик, крепость.)
— Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (Осень, день.)
— Разделите вертикальной чертой слова для переноса. На сколько частей разделите слово? (На две.)
— Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков?
— Почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (Буква Ь звука не обозначает.)
2.Словарная работа
(На доске запись.) ПОКШДЕЦЖСЧДХА
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (Одежда.)
— Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
III. Самоопределение к деятельности
— Выпишите из стихотворения формы слов, пропуская букву, обозначающую безударный звук.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звезды.
А на траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
А по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
И будет мягкая трава
Душистым мягким сеном.
Сгребать ее пойдет мой дед,
Точней, пойдем мы с дедом.
— Какие пары слов вы выписали? (С..сна — сосны, зв..зда — звезды,р..са —росы, к.са — косы.)
— В каких словах пропустили гласные буквы?
— Какую букву напишете в слове сосна! (Букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)
(Аналогично проверяют остальные слова.)
— Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать поверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)
— Какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока
Упр. 146 (с. 96).
-Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Надо - поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень.)
— Назовите проверочные слова к каждому слову.
— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова?
— В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова?
— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.
— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)
— Прочитайте правило и скажите, верный ли вывод вы сделали.
V. Физкультминутка
VI. Повторение изученного материала
Упр. 148 (с. 97).
— Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)
— Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.
— Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.
— Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)
— Как узнать, какую букву нужно писать на месте безударного гласного звука?
Домашнее задание: