СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме"Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать функциональное  различие  между именами собственными и нарицательными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме"Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2класс»


М БОУ Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова

393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1,
тел. (47558), 4-14-15, 4-70-93 4-13-31,

E-mail: [email protected] www.luvr.68edu.ru

ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237

Победитель
конкурсов
ПНПО-06,
ПНПО-08.







Урок русского языка во 2-м классе «Е» по теме:



«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»





Учитель: Курочкина Галина Викторовна



УВАРОВО

2014г.


Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.

Правописание собственных имен существительных.

Класс: 2.

Форма проведения: урок.

Тип урока: комплексного применения знаний (комбинированный).

Цель урока: показать функциональное различие между именами собственными и нарицательными.

Задачи:

образовательные:добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания,наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф.Климанова, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.


Ход урока

I Организация начала урока


- А ну-ка, дети, встаньте все!

Готов к работе 2 «Е»?

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.(тихо сели девочки

Тихо сели мальчики)

Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными.


- Откройте, пожалуйста, тетради.


- Молодцы, запишите число, классная работа.


СЛАЙД №1

-Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!


II Актуализация опорных знаний


- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)


- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)


- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)


- Как можно разделить данные существительные на группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)


- Какие существительные называются одушевлёнными?


- Какие существительные называются неодушевлёнными?


-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.


- Проверьте себя.СЛАЙД №2

(на слайде: солнце девочка

утро мальчик

город щенок)

- Оцените правильность выполнения «сигналом»

- Молодцы, с этим заданием справились.


УСТНО придумайте название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. (Москва, Дима, Маша,Рыжик).

С какой буквы запишем слова? ( С большой. Почему? Собственное имя)


- Молодцы, правила вы знаете.


Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. СЛАЙД №


Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом, Кузнецов.


имя

отчество

фамилия











- Оцените «сигналом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет. (Самопроверка тетрадей).


- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?


- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?


( на слайде таблица)


- А теперь оцените «Сигналом» правильно ли ваша пара выполнила задание.СЛАЙД №


- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?


- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?(Имена собственные).


А последнего – нарицательными именами существительными.



III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.


- Попробуйте назвать тему нашего урока.СЛАЙД №


(на слайде:

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)


А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.


Сегодня на уроке мы узнаем … (какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным,)


научимся … (научимся их различать,


попробуем … (попробуем свои знания применить на практике.)

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №


V. Открытие нового знания

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?


- А вы помните, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?СЛАЙД №

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у нас не может отобрать. Это наше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только нас.


С какой буквы пишутся имена собственные?


- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.



6. Постановка проблемы


Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?


Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. (Один с конвертом у доски). СИГНАЛЫ.

Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

(Самостоятельно)

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Дети читают и исправляют ошибки.

7. Создание проблемной ситуации


Как бы вы написали слово дружок в предложении?

Ответы учащихся.

Учитель.

Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!

Учитель

Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.


8. Совместное «открытие» новых знаний.

Обсуждение - фронтальный опрос

Учитель.

Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?

Ответы учащихся

Кличку животного- имя собственное.

Учитель.

А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?

Ответы учащихся

Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное.

Учитель.

Чем отличаются эти слова?

Ответы учащихся

Смыслом, обозначением, значением.

Учитель.

Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением


Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а  различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик,


(слайд)


Физминутка на слайде



9. Первичное закрепление знаний

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

10.Работа с учебником.

Упр.106

-Прочитайте текст.

-Перечислите названия городов, о которых идёт речь в тексте.

-Ответьте на вопрос умного Совёнка. (Почему некоторые слова в этом тексте написаны с заглавной буквы?

-Уточните свои ответы у профессора Самоварова.

2-В. Название рек.

1-В. Название городов. (Проверка СИГНАЛЫ.)

-Как называются имена существительные, которые записаны в тексте с заглавной буквы? (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ).

Поучимся их употреблять в письменной речи.


Физминутка.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Я буду читать стихотворение. Если слово «Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!»

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 


11. Вторичное закрепление знаний

- Как называется город, в котором мы живём?

- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя - УВАРОВО

(слайд)

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники.


В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе, на классных часах.

СЛАЙД


Мы сейчас будем работать в группах.


– Приступая к работе, вспомним правила работы в группе. 


1. Каждый может высказать свою версию решения.
2. Один говорит, а остальные слушают.
3. Каждая версия обсуждается в группе.
4. В группе согласуется общее решение.
5. Представитель группы защищает согласованное решение перед всеми.


Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.


Мой город.

______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе жили и трудились замечательные люди: ___________________, __________________,

_____________________.


1-гр.-поэты,писатели г. Уварово

2,5гр.-герои Уваровцы.

3 гр.-по выбору

4,6 гр. с презентации

-Какой у вас получился рассказ?


Сейчас каждая группа должна отчитаться о проделанной работе.

Слушаем внимательно отчёт каждой группы.

Отчёт о проделанной работе:

Расскажи, какое задание выполняла группа


  1. Что вы сделали для выполнения задания?

  2. Достигли ли вы результата?

  3. Оцените работу группы.


Оценка учителя работы группы:

  1. умение правильно писать имена собственные;

  2. умение работать в группе;

3.применение полученных знаний в практическом задании


VII. Рефлексия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?


Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за …


СЛАЙД

Домашнее задание:

Уч. стр. 82, упр.108

или

составить весёлый рассказ

(5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.



С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «сигналы».





Самоанализ урока

Цель и задачи урока поставлены в полном объеме, в 3-х аспектах в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у учащихся общенаучных специальных умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.

Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:

  1. использование проектора и компьютера и применение презентации;

  2. отбором содержания и привлечения дополнительного справочного материала;

  3. выбором типа урока;

  4. выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная);

  5. выбором методов обучения (создание проблемной ситуации; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: поиск информации с помощью справочного материала и применение полученных знаний на практике, работа в группах);

  6. отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки – задания и справочный материал, рабочие листы).

Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету, на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, выполнять работу по заданиям, тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы, учились работать в группах.

Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально. Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности.

Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения.

Для создания положительного настроя на работу, снятия напряжённости - в начале урока проведена рефлексия.

На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить необходимые знания об имени существительном - установить различие по принадлежности имён существительных: одушевлённых - неодушевлённых, нарицательных - собственных. Учащиеся активно предлагали возможные варианты работы со словами. Также на этапе актуализации знаний устно закреплялась изученная ранее орфограмма - заглавная буква в именах собственных и выделение видов имён собственных: фамилии, имени, отчества.

На этапе формулирования темы и целей урока была предложена игровая форма работы. На мой взгляд, задания, выполняемые учащимися, создали условия для определения темы урока и постановки цели урока.. Цели данного этапа - повторение видов имён собственных (Ф.И.О.) и закрепление их правописания - были достигнуты.

Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся на этапе открытия нового знания проявили себя в умении находить информацию, анализировать её, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, используя полученную информацию; активно взаимодействовать с товарищами в группе. На этапе отчёта групп проводилась оценка работы группы.

Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний.

Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Думаю, что посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому на уроке была использована презентация по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существиельных».

Я считаю, что поставленная мною цель (закрепление орфографических навыков - заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах; выявление способов образования имён собственных) достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровье-сберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, исследовательская и технология оценивания учебных успехов.








16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!