СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Понятие об окончании и его роль в предложении".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с окончанием как изменяемой частью слова, его ролью в предложении.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Понятие об окончании и его роль в предложении".»

Тема: Понятие об окончании и его роль в предложении.


Цель урока: ознакомить учащихся с окончанием как изменяемой частью слова, его ролью в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент

(слайд 2)

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

— Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

(слайд 3)

— Сегодня я предлагаю вам продолжить путешествие по стране Морфемика. Прошлый раз мы изучали город Корень, а сегодня отправимся дальше.


II. Актуализация знаний

  1. Фронтальный опрос.

— Вспомните, что называется корнем? (корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение).

— Как пишутся корни в однокоренных словах? (корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково)


  1. Фронтальная работа

(слайд 4)

Работа в парах

— У вас на столах лежат полоски со словами. Составьте из них предложение.


Целый день у дом прыгают домашние кролик


Дети сообщают, что нужно изменить форму слов дом и кролик, чтоб получилось связное предложение.

— Измените слова дом и кролик и запишите получившееся предложение в тетрадь.

(слайд 4**)

Один ребенок работает у доски.

— Найдите в предложении однокоренные слова и выделите в них корень (дома, домашние)

— Почему эти слова называются однокоренными? (у этих слов общее лексическое значение и общий корень)

— Подчеркните грамматическую основу (кролики прыгают)

— Дайте характеристику предложению (по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию грамматических основ – простое, и по наличию второстепенных членов –распространенное)

— Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков (день)

— Докажите свое мнение (мягкий знак не обозначает звук)

— Найдите одно слово, в котором звуков больше, чем букв (прыгают, домашние)

— Докажите свой ответ (йотированная буква ю, е, стоит после гласного, значит обозначает два звука)


III. Постановка учебной задачи

— Вот теперь мы готовы отправиться в путешествие дальше. А куда мы отправимся вам надо узнать.

(слайд 5)

Работа в парах

Прочитайте слова в столбиках

кролик кролик

кроличий кролику

крольчиха за кроликом

крольчата кролики

— По какому признаку я их разделила? (в первом столбике однокоренные слова, а во втором нет)

— Докажите (в первом столбике слова имеют общее значение и одинаковый корень, а во втором имеют одно лексическое значение, но разную форму слова)

— Какая часть слова меняется во втором столбике? Предположите, как она называется? ( подсказка: этой частью оканчивается слово)

— Эта часть слова называется окончанием.

— Вам знакомо это понятие? Покажите светофорчики.

(слайд 6)

(Ученики поднимают цветовые сигналы: зеленый – я не знаком с этой темой, желтый – немного знаком, но хочу узнать больше, красный – я все знаю и мне неинтересно).

— Многие подняли зеленый и желтый цвет, так над чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока. (Понятие об окончании и его роль в предложении)

(слайд 7)


IV. Построение проекта выхода из затруднения

— Исходя из темы урока, постарайтесь определить, какие задачи мы должны решить?

Ученики предлагают варианты ответов, вместе подводим к плану работы.

(слайд 7*****)

- ознакомиться с определением окончания;

- узнать, каким бывает окончание;

- научиться графически выделять окончание в словах;

- определить, какую роль в предложении играет окончание


V. Работа по теме урока

(слайд 8)

— За горами Морфемики расположена деревня под названием Окончание. (слайд 8*)

Все жители деревни - домоседы. Они очень редко покидают свои домики. Давайте с ними познакомимся.

— А чтобы это сделать, нужно выполнить задание.

1. Понятие об окончании и его роли в предложении.

— Прочитайте предложения (на доске).


Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Мы часто отдыхаем на (дача).


— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.)

Учитель стирает скобки, записывает слова верно.

— Назовите корень в измененных словах ( дач)

— Проверьте, изменилось ли что-нибудь в корне слова? (нет)

— Проверьте, изменилась ли часть слова после корня? (да)

— Как называется эта часть слова? (Окончание.)

— Так что же такое окончание? (изменяемая часть слова)

— А смысл слова изменился? (нет)

— А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)

— Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

— Вы верно выполнили задание, а вот и жители деревни Окончание.

(слайд 8 *)

— Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания □.

(слайд 9) – учащиеся выполняют работу

(слайд 9**) – самопроверка (наша дача, ездим на дачу, раскинулся за дачей, отдыхаем на даче)


  1. Понятие об нулевом окончании .

(слайд 10)

— В карточке №1 нужно выделить окончание в словах.

Выделите окончание в словах.

Дома, к дому, домом, дом.

Под столом, у стола, в столе, стол.

Книга, книгу, в книге, много книг.

— Во всех ли словах у вас получилось выделить окончание?

(слайд 11)

— А может быть такое, чтоб у слова не было окончания?

— Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте правило.


3. Работа по учебнику: Знакомство с правилом (с. 60).

— Прочитайте правило.

— Что такое окончание? (Изменяемая часть слова.)

— Каким может быть окончание? (Нулевым.)

— Что можно сказать о нулевом окончании? (Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой.)

— Как называется часть слова без окончания? (основа)

Та слова часть, что изменяется

Окончанием называется.

Остальную же часть слова.

Именуем мы основой.

— А теперь вы можете выделить окончание в пропущенных словах? (да)

— Выпишите в тетрадь слова с нулевым окончанием и обозначьте его.

(дом, стол, книг)

(слайд 11**) – самопроверка *


Физкультминутка


VI. Первичное закрепление

(слайд 12)

Работа по учебнику

Упр. 131 (с. 61).

— Прочитайте текст.

— Найдите слово, которое встречается в тексте два раза в форме единственного и множественного числа. (голубь и голуби.)

— Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова)

— Выполните задания к упражнению.


— Назовите окончание в слове голубь. (Нулевое.)

— Назовите окончание в слове голуби, (-и.)

— Прочитайте однокоренные слова. (Голубь, голубятни.)

— Назовите корень в этих словах (голуб-.)


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(слайд 13)

— Жители деревни Окончание предлагают вам задание. В карточке №2 стихотворение. В некоторых словах пропущено окончание, допишите его.

Допишите окончания к словам

У норы добычу ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот...
А теперь и за версту
Не приблизится к кот…
Крыса старая и та,
Видя грозного кот…,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот…,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот...

(слайд 14) - самопроверка

— Проверьте, правильно ли вы дописали окончание.

— В каких словах пришлось дописать окончание? (кота, коту, котом, коте)

— Почему? Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)


Работа в паре.

(слайд 15)

— Посмотрите на дома в деревне Окончание. Отвечая на вопросы составьте предложения со словом ДОМ в разных формах. Вам помогут вопросы на карточке №3.

(слайд 16)

Составьте текст, отвечая на вопросы.

— Сколько этажей в доме?

— Что ведёт к дому?

— Чем огорожен дом?

— Что растет за домом?

— Запишите текст в тетрадь, выделите окончание в слове ДОМ во всех предложениях.


Дополнительно!!! Работа в группе.

Карточка №4

Составьте слова из предложенных корней и окончаний

ем, а, ы, ом, у, е, я, ю

лес

мор

бег

дуб

гриб
































VIII. Рефлексия

— Вспомните, какие задачи мы ставили вначале урока?

- ознакомиться с определением окончания;

- узнать, каким бывает окончание;

- научиться графически выделять окончание в словах;

- определить, какую роль в предложении играет окончание

— Поднимите сигнальные карточки, кто считает, что мы выполнили запланированное.

— Чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю заполнить кластер. Объединитесь в группы.

Работа в группах.

(слайд 18) *

Карточка №5

Окончание - __________________________________ слова.




Может быть

_________________


Служит для ___________________

в предложении.


Изменяет

_______________

слова.

— Что такое окончание?

— Как называется часть слова без окончания?

— Что такое нулевое окончание?

— Оцените свою работу на уроке.

(слайд 19)


IX. Подведение итогов урока

Подсчет жетонов, оценивание.


Домашнее задание:

(слайд 20)

Упр.133, выучить правило, повторить сведения о языке


Карточка для дифференцированной работы по уровням.


1. К выделенным словам подберите однокоренные, которые обозначают предмет, запишите.

Морозная ночь —

каменный дом —

холодное утро —

московский дворик —

горная река —


2. Найдите лишнее слово в каждой строке. В остальных словах, выделите корень.

Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

Золото, позолота, зола, золотистый.

Гористый, гора, горчица, горная.


3. Подчеркните однокоренные слова, выделив в них корень.

Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят. А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинула на дыбы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!