Класс | 5 В |
Тема | Путешествие в страну лексики (урок-рефлексия) |
Цель темы | Повторить и обобщить знания обучающихся в области лексикологии. |
Задачи | Образовательные закрепить умение проведения лексического анализа слова и словосочетания; тренировать в использовании в речи фразеологизмов. Развивающие формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений. формирование регулятивных УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Воспитательные: формирование коммуникативных УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. формирование личностных УУД: этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Планируемый результат | Предметные умения обучающихся | Метапредметные | Личностные |
Отличает лексическое значение от грамматического. Толкует лексическое значение слов. Отличает многозначные слова от однозначных. Различает прямое и переносное значение слов. Отличает омонимы от однозначных слов. Выстраивает синонимичный ряд. Подбирает пару антонимов. | организовывает своё рабочее место, наблюдает, анализирует, регулирует свою деятельность, оценивает границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничество в поиске информации | умеет слушать и вступать в диалог, устанавливает связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека. |
Основные понятия | Лексика, лексикология, лексическое и грамматическое значения слова, синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы, крылатые слова. |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература, речь и культура общения, история | Коллективная, групповая, индивидуальная. Зонирование (зона самостоятельной работы, зона работы с учителем, зона групповой работы). | Раздаточный материал Презентация |
Этапы урока | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | | Добрый день, мои старательные. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей. | Слушание | организация своего рабочего места |
Выявление готовности обучающихся к уроку. | | У кого сегодня хорошее настроение? (поднимают руки) А кто уже сейчас готов приступить к работе? Перед вами лежат маршрутные листы нашего путешествия. Записываем «число, классная работа» в маршрутных листах. | Письмо. Запись даты. | Наблюдают, анализируют. |
Мотивация. | | «Собери фразу» («В одиночку – слабы,вместе – сильны»).Пусть эта пословица станет нашим девизом. | Прикрепляют на доске пословицу. | |
Актуализация знаний. Лингвистическая разминка. | | Предлагаю вам загадку, чтобы всё шло по порядку. Если я буду молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… Чтобы отгадать эту загадку, посмотрите фрагмент мультфильма (показывается фрагмент мультфильма «Человек и слово»). | Просмотр фрагмента, обдумывание учебной задачи. | |
Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Совместная работа. Беседа. | -Что же это такое – любимое и родное?(слово) Продолжите фразы: -Раздел русского языка, изучающий словарный состав называется… -Лексическое значение слова это … - В раздел русского языка «Лексика» входит … -Вспомните все термины раздела «Лексика». Уберите лишнее. - О чём мы будем говорить? Что будем повторять? -Какова же тема нашего урока? Каковы цели урока? -Запишите тему урока в маршрутные листы. - Как вы думаете, какие универсальные учебные действия мы должны сформировать? - У вас на парте у каждого лежат листы сформированности УУД, и в конце урока отметим, какие же умения сформировались у вас на данном учебном занятии. - Также мы будем работать в группах и в конце урока отметим на большом листе сформированности УУД, как работала ваша группа. | Планирование урока, выработка способов действия и вида контроля. Работа со словами лексика – лексический. Составление Кластера. Убирают лишние термины . (Лексика, буква, звук, фонетика,корень слова, ударение,слог, морфема,алфавит, синонимы, омонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова, крылатые слова, фразелогизмы, паронимы) Совместное целеполагание. Выдвижение гипотезы (при постановке цели урока). | Формулировка цели, рассуждение, планирование учебного сотрудничества. Личностное осознание поставленных целей и задач урока |
Орфографическая работа. | Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.(Задание № 1) | -Теперь закройте глазки, проговорите про себя все термины и запишите их в своём маршрутном листе. - А Вика, Ксения и Кристина будут работать немного по-другому – у них индивидуальные маршрутные листы.(Выбирают нужные термины и подчёркивают их.) -Поменяйтесь друг с другом, проверьте, оцените выполнение задания соседа. Сверьтесь с правильным ответом (слайд) | Запись в маршрутные листы | подведение под понятие, самопроверка оценивают границы своего знания и «незнания» |
Обобщение знаний | Совместная работа | Итак, приступаем к самому важному | | |
8. Работа с понятиями | Совместная работа Работа в парах Самостоятельная работа | 1.Синонимы. Посмотрим на экран, почему написано «слова-приятели»? подберите синоним к слову врач? Замечательно. 2.Антонимы Прочитайте стихотворение. Какой вопрос возникает при чтении стихотворения? Посмотрите на экран. Какое задание вы можете предложить своему соседу? Подберите антонимы к данным словам. Запишите в маршрутные листы. 3.Омонимы. Как вы понимаете «Слова не совсем обычные: и сходные, и различные»? Какие слова изображены на картинках? Как вы определили, что это омонимы? Почему, записав одно слово, читающий не определит его значения? | Синонимы. Ответы детей Антонимы. Ответы детей Подбор вариантов антонимов Рассуждают, доказывают ту или иную точку зрения. Омонимы. Ответы детей. | Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия; выдвижение гипотез и их обоснование . Умение проводить лексический анализ слова и словосочетания. Оценивает свою работу, корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблем умения строить речевое высказывание. Умение применять полученные знания в практической деятельности Умение применять сопоставительный анализ при самостоятельной работе |
9.Обобщение знаний. | Совместная работа | Для выполнения следующих заданий нам нужно разделиться на группы. (Показываю слово, дети находят синонимы, антонимы к словам и распределяются в группы. Самостоятельное распределение по группам) -Подберите синонимы к слову «известный». - Подберите антонимы к слову «Высокий». - Что у нас осталось? Что это за слова?(омонимы) | Разбиваются на группы. 1 группа - синонимы к слову «известный» - популярный, знаменитый,легендарный, нашумевший, общепризнанный. 2группа - антонимы к слову «Высокий» - маленький,невысокий,низенький,низкий, низкорослый,приземистый. 3 группа- омонимы. (лук, кран, шишка, ключ, язык) | |
10.Физминутка. | Игра «Глазки». (Приложение 3). ОтвОрить калитку, отвАрить картофель, слЕзать с крыши, слИзать молоко, ПолАскать котенка, полОскать белье, ребенок развИвается, флаг развЕвается, посвЕтить фонариком, посвЯтить стихотворение маме. |
11.Работа группах. | Совместная работа | Задание первой группе. 1.Итак, представьте, что вы синонимы. Расскажите о себе.(По-очереди рассказывают, что такое синонимы.)Опишите себя при помощи синонимов. Задание второй группе. 2.Итак, представьте, что вы антонимы. Расскажите о себе.(По-очереди рассказывают, что такое антонимы.)Опишите себя при помощи антонимов. Задание третьей группе. 3. Представьте, что вы фразеологизмы. Расскажите о себе. Опишите себя при помощи фразеологизмов. Идём дальше… Следующее задание у вас в конвертах. Откройте их. Составьте текст по опорным словам, озаглавьте его. - Что за тексты у вас получились? Прочитайте.(каждая группа зачитывает свой текст). Как можно назвать эти тексты одним общим понятием? (Лексические сказки) (индивидуальное задание в маршрутных листах Виктории, Ксении и Кристине) | Ответы на поставленные вопросы. Составляют текст по опорным словам | Умение здавать вопросы, участвовать в диалоге. Умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы. Умение применять полученные знания в практической деятельности |
12. Музыкальная физкультминутка | |
13.Самостоятельная работа в группе. | | И последнее задание. Составить синквейн на тему «Лексика».Это третье задание в ваших маршрутных листах. Вика, Ксения и Кристина составляют синквейн из уже готовых фраз и наклеивают на отдельные листы. | Самоконтроль. | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности и анализировать её результат |
14. Рефлексия сформированности УУД | Коллективная работа | Что сегодня нового вы узнали лично для себя? Чему научились? Вспомните, каковы были цели урока? Достигнуты ли? У вас на парте у каждого лежат листы сформированности УУД. Давайте отметим, какие же умения сформировались у вас на данном учебном занятии. Какие умения сформировались у вас на данном учебном занятии в группе? (Заполняется общий лист сформированности УУД) | Самооценка. Ответы на поставленные вопросы. Осознание необходимости пополнения своего словарного запаса, развития речи, стремление к совершенствованию своей речи. Оценивание своей работы на уроке | Владение монологической и диалогической речью, умение ясно и полно выражать свои мысли |
15. Эмоциональная рефлексия. | Эмоциональная рефлексия. Контроль. | Наш урок подошёл к концу. Понравилось ли вам на уроке? Было ли вам интересно,или, может быть, вам было скучно? Было весело или было грустно? У вас на партах у каждого лежат новогодние игрушки. Если вам понравился урок, если у вас всё получилось - повесьте на нашу новогоднюю ёлочку голубой шарик, если у вас возникали некоторые затруднения, повесьте жёлтый шарик, ну, а если у вас возникали большие затруднения, повесьте красный шарик. | Оценивание своей работы на уроке | Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений |
16. Домашнее задание. | | 1.Составить юмористический рассказ с использованием фразеологизма «У страха глаза велики» 2.Подготовить кроссворд на тему «Лексика». 3.Выполнить тест на стр.125 учебника. (Всему классу). | | |
17. Итог урока. | | Пусть у вас будет ума палата, огромный багаж знаний! Чтобы только хорошие и добрые слова попадали на язык, а сегодняшняя информация никогда не вылетела из головы. А самое главное, помните: век живи, век учись! | | |