СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Путешествие в страну лексики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Путешествие в страну лексики"»

Класс

5 В

Тема

Путешествие в страну лексики (урок-рефлексия)

Цель темы

Повторить и обобщить знания обучающихся в области лексикологии.

Задачи

Образовательные

  • закрепить умение проведения лексического анализа слова и словосочетания;

  • тренировать в использовании в речи фразеологизмов.

Развивающие

формирование познавательных УУД:

  • умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие;

  • умение строить логическую цепь рассуждений.

формирование регулятивных УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Воспитательные:

формирование  коммуникативных УУД: 

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;

  • владение устной и письменной речью.

формирование  личностных УУД: 

  • этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемый результат

Предметные умения обучающихся

Метапредметные

Личностные

Отличает лексическое значение от грамматического. Толкует лексическое значение слов. Отличает многозначные слова от однозначных. Различает прямое и переносное значение слов. Отличает омонимы от однозначных слов. Выстраивает синонимичный ряд. Подбирает пару антонимов.

организовывает своё рабочее место, наблюдает, анализирует, регулирует свою деятельность, оценивает границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища,

корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничество в поиске информации

умеет слушать и вступать в диалог,

устанавливает связь между целью своей деятельности и её мотивом,  

с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Основные понятия

Лексика, лексикология, лексическое и грамматическое значения слова, синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы, крылатые слова.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, речь и культура общения, история

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Зонирование (зона самостоятельной работы, зона работы с учителем, зона групповой работы).

Раздаточный материал

Презентация





ХОД УРОКА.

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.



Добрый день, мои старательные. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей.

Слушание

организация своего рабочего места

  1. Выявление готовности обучающихся к уроку.



У кого сегодня хорошее настроение? (поднимают руки)

А кто уже сейчас готов приступить к работе?

Перед вами лежат маршрутные листы нашего путешествия. Записываем «число, классная работа» в маршрутных листах.

Письмо.

Запись даты.

Наблюдают, анализируют.


  1. Мотивация.


«Собери фразу» («В одиночку – слабы,вместе – сильны»).Пусть эта пословица станет нашим девизом.

Прикрепляют на доске пословицу.


  1. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка.


Предлагаю вам загадку, чтобы всё шло по порядку. Если я буду молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… Чтобы отгадать эту загадку, посмотрите фрагмент мультфильма (показывается фрагмент мультфильма «Человек и слово»).




Просмотр фрагмента, обдумывание учебной задачи.


  1. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Совместная работа. Беседа.

-Что же это такое – любимое и родное?(слово)

Продолжите фразы:

-Раздел русского языка, изучающий словарный состав называется…

-Лексическое значение слова это …

- В раздел русского языка «Лексика» входит …

-Вспомните все термины раздела «Лексика». Уберите лишнее.









- О чём мы будем говорить? Что будем повторять?

-Какова же тема нашего урока? Каковы цели урока?

-Запишите тему урока в маршрутные листы.

- Как вы думаете, какие универсальные учебные действия мы должны сформировать?

- У вас на парте у каждого лежат листы сформированности УУД, и в конце урока отметим, какие же умения сформировались у вас на данном учебном занятии.

- Также мы будем работать в группах и в конце урока отметим на большом листе сформированности УУД, как работала ваша группа.



Планирование урока, выработка способов действия и вида контроля.


Работа со словами лексика – лексический.

Составление Кластера.

Убирают лишние термины .

(Лексика, буква, звук, фонетика,корень слова, ударение,слог, морфема,алфавит,

синонимы, омонимы, антонимы,

многозначные и однозначные слова,

крылатые слова, фразелогизмы, паронимы)




Совместное целеполагание. Выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).


Формулировка цели, рассуждение,

планирование учебного сотрудничества.




Личностное осознание поставленных целей и задач урока

  1. Орфографическая работа.

Самостоятельная работа

с последующей самопроверкой.(Задание № 1)


-Теперь закройте глазки, проговорите про себя все термины и запишите их в своём маршрутном листе.

- А Вика, Ксения и Кристина будут работать немного по-другому – у них индивидуальные маршрутные листы.(Выбирают нужные термины и подчёркивают их.)

-Поменяйтесь друг с другом, проверьте, оцените выполнение задания соседа.

Сверьтесь с правильным ответом (слайд)

Запись в маршрутные листы

подведение под понятие, самопроверка








оценивают границы своего знания и «незнания»

  1. Обобщение знаний

Совместная работа

Итак, приступаем к самому важному



8. Работа с понятиями




Совместная работа






Работа в парах Самостоятельная работа

1.Синонимы.

Посмотрим на экран, почему написано «слова-приятели»? подберите синоним к слову врач? Замечательно.

2.Антонимы

Прочитайте стихотворение.

Какой вопрос возникает при чтении стихотворения?


Посмотрите на экран.

Какое задание вы можете предложить своему соседу?

Подберите антонимы к данным словам. Запишите в маршрутные листы.


3.Омонимы.

Как вы понимаете «Слова не совсем обычные: и сходные, и различные»?

Какие слова изображены на картинках?

Как вы определили, что это омонимы?

Почему, записав одно слово, читающий не определит его значения?

Синонимы.

Ответы детей



Антонимы.

Ответы детей





Подбор вариантов антонимов



Рассуждают, доказывают ту или иную точку зрения.


Омонимы.

Ответы детей.


Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия; выдвижение гипотез и их обоснование .

Умение проводить лексический анализ слова и словосочетания.

Оценивает свою работу,

корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблем

умения строить речевое высказывание.

Умение применять полученные знания в практической деятельности

Умение применять сопоставительный анализ при самостоятельной работе

9.Обобщение знаний.





Совместная работа

Для выполнения следующих заданий нам нужно разделиться на группы.

(Показываю слово, дети находят синонимы, антонимы к словам и распределяются в группы. Самостоятельное распределение по группам)

-Подберите синонимы к слову «известный».


- Подберите антонимы к слову «Высокий».

- Что у нас осталось? Что это за слова?(омонимы)

Разбиваются на группы.

1 группа - синонимы к слову «известный» - популярный, знаменитый,легендарный, нашумевший, общепризнанный.

2группа - антонимы к слову «Высокий» - маленький,невысокий,низенький,низкий, низкорослый,приземистый.

3 группа- омонимы. (лук, кран, шишка, ключ, язык)



10.Физминутка.

Игра «Глазки». (Приложение 3).

ОтвОрить калитку, отвАрить картофель, слЕзать с крыши, слИзать молоко,

ПолАскать котенка, полОскать белье, ребенок развИвается, флаг развЕвается, посвЕтить фонариком, посвЯтить стихотворение маме.

11.Работа группах.

Совместная работа

Задание первой группе.

1.Итак, представьте, что вы синонимы. Расскажите о себе.(По-очереди рассказывают, что такое синонимы.)Опишите себя при помощи синонимов.

Задание второй группе.

2.Итак, представьте, что вы антонимы. Расскажите о себе.(По-очереди рассказывают, что такое антонимы.)Опишите себя при помощи антонимов.

Задание третьей группе.

3. Представьте, что вы фразеологизмы. Расскажите о себе. Опишите себя при помощи фразеологизмов.


Идём дальше…

Следующее задание у вас в конвертах. Откройте их. Составьте текст по опорным словам, озаглавьте его.

- Что за тексты у вас получились? Прочитайте.(каждая группа зачитывает свой текст). Как можно назвать эти тексты одним общим понятием? (Лексические сказки)

(индивидуальное задание в маршрутных листах Виктории, Ксении и Кристине)


Ответы на поставленные вопросы.

















Составляют текст по опорным словам

Умение здавать вопросы, участвовать в диалоге.


Умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы.

Умение применять полученные знания в практической деятельности

12. Музыкальная физкультминутка


13.Самостоятельная работа в группе.



И последнее задание.

Составить синквейн на тему «Лексика».Это третье задание в ваших маршрутных листах. Вика, Ксения и Кристина составляют синквейн из уже готовых фраз и наклеивают на отдельные листы.

Самоконтроль.



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности и анализировать её результат

14. Рефлексия сформированности УУД

Коллективная работа

Что сегодня нового вы узнали лично для себя?

Чему научились?

Вспомните, каковы были цели урока?

Достигнуты ли?

У вас на парте у каждого лежат листы сформированности УУД. Давайте отметим, какие же умения сформировались у вас на данном учебном занятии.

Какие умения сформировались у вас на данном учебном занятии в группе? (Заполняется общий лист сформированности УУД)



Самооценка.


Ответы на поставленные вопросы. Осознание необходимости пополнения своего словарного запаса, развития речи, стремление к совершенствованию своей речи.


Оценивание своей работы на уроке

Владение монологической и диалогической речью, умение ясно и полно выражать свои мысли

15. Эмоциональная рефлексия.

Эмоциональная рефлексия.

Контроль.


Наш урок подошёл к концу. Понравилось ли вам на уроке? Было ли вам интересно,или, может быть, вам было скучно? Было весело или было грустно? У вас на партах у каждого лежат новогодние игрушки.

Если вам понравился урок, если у вас всё получилось - повесьте на нашу новогоднюю ёлочку голубой шарик, если у вас возникали некоторые затруднения, повесьте жёлтый шарик, ну, а если у вас возникали большие затруднения, повесьте красный шарик.



Оценивание своей работы на уроке

Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений

16. Домашнее задание.


1.Составить юмористический рассказ с использованием фразеологизма «У страха глаза велики»

2.Подготовить кроссворд на тему «Лексика».

3.Выполнить тест на стр.125 учебника. (Всему классу).



17. Итог урока.


Пусть у вас будет ума палата, огромный багаж знаний! Чтобы только хорошие и добрые слова попадали на язык, а сегодняшняя информация никогда не вылетела из головы. А самое главное, помните: век живи, век учись!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!