СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение представлений о частях речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение представлений о частях речи."»

Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение представлений о частях речи.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ списанного текста (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюде­ния его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III. Актуализация знаний

Распределительный диктант

— Запишите слова в три столбика.

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, ка­пустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

— По какому признаку вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с без­ударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ— по частям речи.)

— Что общего у всех групп слов? (Это слова с орфограмма­ми в корне, они проверяются способом подбора однокоренных слов.)

— Подчеркните орфограммы.

IV. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высы­пались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы поло­жим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? (Нет.)

— Что же делать? (Слова нужно сгруппировать так, чтобы в од­ной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

— Рассмотрите схему.

— По какому признаку можно сгруппировать слова? (По ча­стям речи.)

— Дополните схему. (Работа в группах. Проверка.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.

— На какие две большие группы можно разделить слова рус­ского языка? (Самостоятельные и служебные части речи.)

— Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.

— Назовите грамматические признаки каждой группы слов.

— Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

— Почему эти части речи называются служебными? (Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.)

— Запишите в тетради примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите части речи. (Коллективная проверка.)

Упр. 111 (с. 67).

— Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.

— Прочитайте предложения без служебных слов.

— Какова роль служебных слов в предложениях?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

Упр. 112 (с. 67).

— Прочитайте.

— Дополните загадку подходящими по смыслу предлогами и союзами.

— Какую роль они играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?

— Найдите в предложениях числительные.

— На какой вопрос они отвечают?

— Объясните написание слов двенадцать, четырнадцать.

— Запишите слово двенадцать в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Назовите орфограммы в слове-отгадке.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова дуб. Самооценка.)

Работа по учебнику

Упр. 113 (с. 68). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи, пользуясь таблицей. Проверка по цепочке: каждая пара расска­зывает об одной части речи.)

— На какие ещё вопросы может отвечать имя существитель­ное? (Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)

— Как изменяются имена существительные? (По числам, па­дежам.)

— Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? (Род, склонение, могут быть одушевлёнными или неодушев­лёнными, собственными или нарицательными.)

— Какая часть речи связана с именем существительным? (Имя прилагательное.)

— Как изменяются глаголы? (По числам, временам.)

— Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Несколько учеников читают толкования сущест­вительных.)

VI. Подведение итогов урока

— На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?

— Какую роль играют в языке служебные части речи?"

— Приведите примеры самостоятельных частей речи и назо­вите их грамматические признаки.

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 114 (с. 68).