Тема: «Правописание слов с разделительным Ъ знаком»
Цель: создание условий для формирования навыка правописания слов с разделительным твердым знаком
Задачи:
Дидактические:
- познакомить с правописанием разделительного ъ знака в словах.
-закрепить полученные знания.
Развивающие:
-развить умение писать слова с разделительным Ъ знаком;
-развивать логику и мышление.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к русскому языку
Ход работы
Организационный момент
-У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает, перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья! (это буква мягкий знак)
Было – сели, стало – съели.
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен? (ъ знак)
- Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А что вы знаете о наших друзьях – мягком и твёрдом знаках?
Минутка чистописания
- Откроем тетради, запишем число, классная работа. Вспомните, какие буквы русского языка не обозначают звуков? (ь,ъ)
-Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.
- Спишите слова с твердым знаком, обращайте внимание на соединения букв
(письмо, коньки, съел, подъехал, объехал)
-Какие слова вы записали? Подчеркните в словах Ъ знак.
2. Целеполагание
- Ребята, к нам на урок должен прийти сказочный персонаж. Но вам надо отгадать загадку, чтобы узнать этого героя.
Голосистый наш герой
Носит шпоры за собой.
Раньше зореньки встаёт,
Громко песенки поёт.
( Петушок )
-Правильно, это петушок. Наш гость пришел к нам на урок не с пустыми руками, а с одной интересной историей, которую велел мне вам прочесть. Сядьте ровненько и слушайте.
« Жил- был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды на уроке русского языка он писал диктант, и вот, что он написал «Кот с…ел всю сметану и побежал в под..езд »
-Ой! Ой! Ой! - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе нас на смех поднимут!»
- Ребята, как вы думаете, почему слова заволновались. Есть ли у вас желание исправить ошибки, чтобы слова остались довольны?
-Где же ошибки? В каких словах что-то не так? (называют)
- А вы все сможете безошибочно написать эти слова? (нет)
- Нет, не можем. Не знаем правило написания слов с разделительным Ъ знаком.
- Следовательно, можете ли вы определить над какой темой мы будем работать на уроке? (Написание слов с разделительным Ъ знаком)
-Как вы думаете какую цель мы поставим перед собой? (научиться писать слова с разделительным ъ знаком)
-Но чтобы достигнуть нашей цели, нам необходимо построить план действий, как вы думаете, какой будет первый пункт?
1. Познакомиться с правилом написания слов с разделительным ъ знаком.
2. Закрепить умение пользоваться правилом написания ъ знака.
- Молодцы! Нам надо узнать, когда же пишется Ъ знак!
3. Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ знаком
-Ребята, а Петушок хочет, чтобы вы образовали однокоренные слова при помощи корня –езд- и приставок вы-, пере-, при-, за-
- Запишите эти слова, выделите приставки.
(у доски работает один ученик)
-Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто- то выполнил иначе? (нет)
-А теперь с этим же корнем образуйте слова с приставками с-, об-, в-, под-. Приставки выделите.
(один ученик на доске пишет)
- Давайте проверим правильность выполнения задания Петушка. Кто сделал ошибки? Кто верно написал? (покажите)
- Смогли ли вы, ребята, открыть для себя что- то новое? Посмотрите на приставки! Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки : на гласную или согласную? После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак?
-Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный Ъ знак?
(разд.Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,е,ю,я)
-Откройте учебник на стр.134. Прочитаем правило (читаем хором)
- Верно ли мы сформулировали это правило?
-Прочитайте его еще раз про себя. Расскажите его соседу по парте. Сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Дома вы его выучите наизусть.
- Сможете ли вы, ребята, исправить ошибки в диктанте мальчика Незнайкина? (исправляем)
-«Съел, подъезд»
- Вывод: разделительный Ъ знак в слове - это орфограмма.
- Прочитайте правило на с.136, запомните его.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
4. Закрпеление полученных знаний
-Откроем с.135, посмотрим на упр.
- Прочтите стихотворение про себя, подготовьте выразительное чтение. (Читает ребенок)
- Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа)
- Выпишите из данного стихотворения слова с разделительным Ъ знаком. Выделите в них приставки, подчеркните Ъ и букву после него.
(дети пишут слова: Разъярен, съесть, съедобен, съеденья, съежась, объегорил)
(один ученик на доске)
- Встретились ли однокоренные слова?
- Какой частью речи является выделенное слово? (глагол). Поясните смысл этого слова.
- Объегорить - значит кого-то обмануть, обхитрить . А ну-ка, присмотритесь, к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор)
-Действительно, когда-то Егор был самым хитрым , и люди стали говорить про человека ,поступающего так же ,как Егор –«объегорил»
- Сейчас у вас будет задание по группам. Но сначала повторим правило, с которым мы познакомились в начале урока. (спрашиваю одного ученика)
Правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю. я, после приставки пишем разделительный твердый знак.
-Молодец. Итак, разделитесь на три группы. На столах лежат карточки с разными заданиями для всех групп. Выполните это задание, после мы вместе проверим.
1 группа: Спишите слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркните гласные после Ъ
Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить.
2 группа: Выписать слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.
По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд,сол…
3 группа: Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый и знак, гласную букву после него подчеркните:
Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление в газете, первый под…езд.
- Я вижу, что все готовы. Давайте проверим. (проверка выполненного задания).
-Молодцы. Все справились с этими заданиями.
5. Подведение итогов
- Наш урок подошел к концу. Чему же мы научились на уроке? (мы научились писать слова с разделительным ъ знаком)
-Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока? (да)
6. Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал, дружно работал в группе – поднимите вверх правую руку.
-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите левую руку.
-Урок закончен, желаю вам дальнейших успехов в учебе!