СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Разделительный ъ-знак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Разделительный ъ-знак"»

Тема: «Правописание слов с разделительным Ъ знаком»

Цель: создание условий для формирования навыка правописания слов с разделительным твердым знаком

Задачи:

  1. Дидактические:

- познакомить с правописанием разделительного ъ знака в словах.

-закрепить полученные знания.



  1. Развивающие:

-развить умение писать слова с разделительным Ъ знаком;

-развивать логику и мышление.



  1. Воспитательные:

-воспитывать интерес к русскому языку



Ход работы

  1. Организационный момент

-У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает, перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья! (это буква мягкий знак)



Было – сели, стало – съели.

Догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновен? (ъ знак)

- Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А что вы знаете о наших друзьях – мягком и твёрдом знаках?



Минутка чистописания

- Откроем тетради, запишем число, классная работа. Вспомните, какие буквы русского языка не обозначают звуков? (ь,ъ)

-Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.

- Спишите слова с твердым знаком, обращайте внимание на соединения букв

(письмо, коньки, съел, подъехал, объехал)

-Какие слова вы записали? Подчеркните в словах Ъ знак.



2. Целеполагание

- Ребята, к нам на урок должен прийти сказочный персонаж. Но вам надо отгадать загадку, чтобы узнать этого героя.

Голосистый наш герой
Носит шпоры за собой.
Раньше зореньки встаёт,
Громко песенки поёт.
( Петушок ) 

-Правильно, это петушок. Наш гость пришел к нам на урок не с пустыми руками, а с одной интересной историей, которую велел мне вам прочесть. Сядьте ровненько и слушайте.

« Жил- был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды на уроке русского языка он писал диктант, и вот, что он написал «Кот с…ел всю сметану и побежал в под..езд »

-Ой! Ой! Ой!  - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе нас на смех поднимут!»

- Ребята, как вы думаете, почему слова заволновались. Есть ли у вас желание исправить ошибки, чтобы слова остались довольны?

-Где же ошибки? В каких словах что-то не так? (называют)

- А вы все сможете безошибочно написать эти слова? (нет)

- Нет, не можем. Не знаем правило написания слов с разделительным Ъ знаком.

- Следовательно, можете ли вы определить над какой темой мы будем работать на уроке? (Написание слов с разделительным Ъ знаком)

-Как вы думаете какую цель мы поставим перед собой? (научиться писать слова с разделительным ъ знаком)

-Но чтобы достигнуть нашей цели, нам необходимо построить план действий, как вы думаете, какой будет первый пункт?

1. Познакомиться с правилом написания слов с разделительным ъ знаком.

2. Закрепить умение пользоваться правилом написания ъ знака.

- Молодцы! Нам надо узнать, когда же пишется Ъ знак!


3. Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ знаком

-Ребята, а Петушок хочет, чтобы вы образовали однокоренные слова при помощи корня –езд- и приставок      вы-, пере-, при-, за-

- Запишите эти слова, выделите приставки.                            

(у доски работает один ученик)

-Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто- то выполнил иначе? (нет)

-А теперь с этим же корнем образуйте слова с приставками    с-, об-, в-, под-. Приставки выделите.

(один ученик на доске пишет)                                                  

- Давайте проверим правильность выполнения задания Петушка. Кто сделал ошибки? Кто верно написал? (покажите)

- Смогли ли вы, ребята, открыть для себя что- то новое? Посмотрите на приставки! Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки : на гласную или согласную?  После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак?

-Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный Ъ знак?

(разд.Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,е,ю,я)

-Откройте учебник на стр.134. Прочитаем правило (читаем хором)

- Верно ли мы сформулировали это правило?

-Прочитайте его еще раз про себя. Расскажите его соседу по парте. Сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Дома вы его выучите наизусть.

- Сможете ли вы, ребята, исправить ошибки в диктанте мальчика Незнайкина? (исправляем)

-«Съел, подъезд»

- Вывод: разделительный Ъ знак в слове - это орфограмма.

- Прочитайте правило на с.136, запомните его.


Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


4. Закрпеление полученных знаний

-Откроем с.135, посмотрим на упр.

- Прочтите стихотворение про себя, подготовьте выразительное чтение. (Читает ребенок)

- Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа)

- Выпишите из данного стихотворения слова с разделительным Ъ знаком. Выделите в них приставки, подчеркните Ъ и букву после него.

(дети пишут слова: Разъярен, съесть, съедобен, съеденья, съежась, объегорил)

(один ученик на доске)

- Встретились ли однокоренные слова?

Какой частью речи является выделенное слово? (глагол). Поясните смысл этого слова.

- Объегорить  - значит кого-то обмануть, обхитрить . А ну-ка, присмотритесь, к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор)

-Действительно, когда-то Егор был самым хитрым , и люди стали говорить про человека ,поступающего так же ,как Егор –«объегорил»

- Сейчас у вас будет задание по группам. Но сначала повторим правило, с которым мы познакомились в начале урока. (спрашиваю одного ученика)

Правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю. я, после приставки пишем разделительный твердый знак.

-Молодец. Итак, разделитесь на три группы. На столах лежат карточки с разными заданиями для всех групп. Выполните это задание, после мы вместе проверим.

1 группа: Спишите слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркните гласные после Ъ

Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить.  

2 группа: Выписать слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.

По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд,сол…

3 группа: Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый и знак, гласную букву после него подчеркните:

Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление  в газете, первый под…езд.

- Я вижу, что все готовы. Давайте проверим. (проверка выполненного задания).

-Молодцы. Все справились с этими заданиями.

5. Подведение итогов

- Наш урок подошел к концу. Чему же мы научились на уроке? (мы научились писать слова с разделительным ъ знаком)

-Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока? (да)

6. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал, дружно работал в группе – поднимите вверх правую руку.

-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите левую руку.

-Урок закончен, желаю вам дальнейших успехов в учебе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!