Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах.»
Тема: Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах.
Цель: развивать умение распознавать одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах, имена существительные в дательном падеже.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- о чем говорили на прошлом уроке?
Работа с таблицей склонение по падежам.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай! Без хозяина дом плачет.
— Определите падеж выделенных существительных.
— В чём трудность определения падежа этих существительных? (Они имеют одинаковые окончания, отвечают на один и тот же вопрос, являются второстепенными членами предложения, но при этом в первом случае падеж винительный, а во втором —родительный.)
— Как же следует рассуждать в этом случае? Воспользуйтесь таблицей на с. 82 учебника. (Во втором предложении существительное отвечает на вопрос кого? и употребляется с предлогом без, значит, падеж родительный. В первом предложении определяем падеж по вопросам: слушай (кого ? что ?) хозяина — винительный.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 144 (с. 85).
— Прочитайте пословицы.
— Объясните их смысл.
— Какими способами можно определить падеж выделенных существительных? (По предлогам, вопросам, вспомогательному слову.)
(Учащиеся по цепочке выделяют словосочетания из предложений, определяют падеж существительных.)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 146 (с. 86). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает предложения, называет падеж выделенных слов.)
— Какие существительные отвечают на вопрос куда?(На полянку, к земле, под листики.)
— В каком падеже они употреблены? (Они употреблены в разных падежах.)
— Как вы определили падеж? (По падежному вопросу и предлогу.)
— Что значит «лезть на глаза»? (Стремиться быть замеченным, привлекать к себе чьё-либо внимание.)
— Что значит «сесть на корточки»? (Сесть, согнув ноги в коленях и держась на носках.)
— Назовите части слова кувшинчик.
VI. Подведение итогов урока
— Как различить существительные в винительном и родительном падежах?
— Какие падежи имеют одинаковый смысловой вопрос куда?
— Как различить падежные формы в этом случае?
Домашнее задание
Упр. 145 (с. 85).