Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №10» |
Открытый урок
по русскому языку в 3 - д классе
в рамках декады русского языка и литературного чтения
Тема: "Род имен существительных"
Подготовила и провела
Типаева Ирина Николаевна
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- познакомит со способом определения рода существительного.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
Воспитательные.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
Ход урока
Организационный момент
Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.
Эмоциональный вход в урок.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
Актуализация знаний.
УУД: познавательные(умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).
Орфографическая работа
На слайде слова. (2 слайд)
- Прочитайте слова.
(Трава, моряк, окрестность, пчела, сердце, дерево, солнце )
- Найдите орфограммы.
- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)
- Предлагаю вам поиграть в игру по теме «Имя существительное»
Игра «Верно – неверно»
- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.
Имя существительное – это часть речи? (Верно)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Неверно)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Верно)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Неверно!)
Имена существительные обозначают предмет? (Верно)
Обобщение
- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)
- Какие постоянные признаки вы знаете у имен существительных? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)
- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)
- Измените данные существительные по числам.
- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)
2. Упражнение по чистописанию (слайд 3)
(следить за посадкой)
- Прочитайте цепочку из букв (ОРД).
- Назовите каждую букву грамотно.
- Что вы можете сказать о каждой букве (звуке)? (фонетика)
-Составьте цепочки из этих букв ОРД
ДОР ОРД ОДР РОД РДО (каждая цепочка появляется постепенно – карточки)
- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)
- А что обозначает слово РОД? (Родственники, члены одной семьи)
- Подберите к слову РОД однокоренные слова.
Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.
(запись цепочек слов в тетрадь)
Самоопределение к деятельности.
Цель: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.
Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. ( Регулятивные УУД)
УУД: познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей)
- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.
Проблема.
(Можно также организовать работу в группах над разрешением проблемы)
- Давайте обратимся к знакомым уже словам. (слайд 4)
(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?
- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)
- А почему вам не трудно было это сделать?
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи.
А в помощь я расскажу вам сказку.
Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.
- Так как же разделить данные слова на 3 группы?
- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)
- А как вы думаете, какова же будет тема урока? (Род имён сущ.)
- Для того, чтобы определить род имени существительного данных слов, давайте прочитаем правило определения рода имени существительного. (слайд 5,6)
- А теперь давайте определим род данных имен существительных?
(свеча, волчок, пчела, сердце, дуб, солнце ) (возвращаемся к слайду 4)
- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)
- По какому признаку их разделили? (по родам)
- Сегодня вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные.
- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение. (слайд 7)
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
Работа по теме урока.
Цель: сформировать навык определения рода существительных опираясь на выведенный способ.
Уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. (Познавательные УУД)
Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)
Работа в тетрадях . Творческая работа.
ЗАДАНИЕ: мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
- А все вместе придумаем существительные среднего рода.
Проверка.
(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)
V. Физминутка. (слайд 8)
Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
VI. Продолжение по теме урока.
1. «Эстафета»
Цель: проверить умение определять род имён существительных.
- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
Дерево – Подушка – Компот – Трава – Ковёр – Девочка – Витя – Зеркало – Книга – Стол – | Лампа – Покрывало – Динозавр – Окно – Лошадь – Учебник – Мальчик – Яблоко – Конфета – Автомобиль – | Книга – Фонарь – Небо – Ветер – Ведро – Машина – Карандаш – Море – Пенал – Телефон – |
ПРОВЕРКА.
Работа в парах. Творческая работа.
«Собери предложение»
Цель: проверить умение определять род имен существительных; учить устанавливать партнёрские отношения в процессе работы в паре, произвольно регулировать, оценивать собственные действия и действия партнёра.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
Ребята, на партах у вас лежат карточки, на которых написаны слова. Из них вы должны составить предложение. Определите род у выделенного имени существительного.
(Участники пары на парте восстанавливают из карточек предложения)
Проверка. (читают составленные предложения, определяют род имени сущ – го, проговаривая слова – помощники.)
VIII. Обобщение.
Цель: проверка усвоения полученных знаний.
Зрительный диктант (словарные слова) (слайд 9)
Завтрак, компьютер, облако, праздник, деревня, огород, лестница, яблоко, трамвай, шоссе.
(например: проговорить слово орфографически индивидуально, хором. Записать в тетрадь, определить род)
- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?
IX. Подведение итогов урока
УУД: личностные(осознание учащимися практической и личностной значимости результатов кажлого этапа урока), познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей), коммуникативные (умение работать в паре; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми); метапредметные (умение сравнивать, делать выводы);предметные (применение новых знаний в жизненных ситуациях).
- Как определить род имени существительного?
X. Домашнее задание.
Уметь определять род имён существительных и обосновывать своё мнение. (Познавательные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
№36 с. 65
XI. Рефлексия.
Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Регулятивные (действие оценки; саморегуляция).
- Оцените свою работу на уроке.
Цель:оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах
- нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
- Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение
- Какую работу выполняли сегодня на уроке?