Цели и задачи | Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала Задачи:1. Учить видеть связь имени прилагательного с именем существительным; определять род, число имени прилагательного. 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи. 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, общаться со сверстниками) | Цель: познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам ;выявить особенности склонения этих частей речи Задачи:1. Учить видеть связь имени прилагательного с именем существительным;определять род, число, падеж имени прилагательного. 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи. 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, общаться со сверстниками) |
Формулирование темы и цели урока | -Скажите, ребята, о какой части речи говорится в стихотворении? Я – часть речи интересная, Широко в миру известная. Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. (прилагательное) -Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? Перед вами лежат карточки, посмотрите и скажите какова цель нашего урока? -Ребята, подумайте, для чего нам нужны имена прилагательные? -Чем мы будем заниматься на уроке? Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, делает выразительной, уточняет, обогащает, . . ) (Изменением имен прилагательных по падежам) -Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам, т.е. склоняются) - Ребята, как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (Узнать для чего нам нужны имена прилагательные, определить какую роль выполняют имена прилагательных в речи.) |
Развитие учебно- языковых и орфографических умений | Работа с учителем упр.315 на стр .80 -Составить сочетания слов сущ+ прил., изменяя окончания, -укажите род и число существительных и прилагательных яблоко ароматное (ср.род, ед.ч.) сосед замечательный(м.р., ед.ч.) чувство сильное (ср.род, ед.ч.) человек молодой (м.р.. ед.ч.) суббота рабочая(ж.р., ед.ч.) искусство изобразительное (ср.р. , ед.ч.) -Какой вывод: имена прилагательные связаны с именами существительными, - Изменяются по родам и числам, т.е. стоят в том же роде и числе, что и имена существительные Самостоятельная работа на экране слова: Новенький настроение Праздничное смородина Душистая костюм Голосистые соловьи -Образуйте со словами 1 и второго столбиков словосочетания (записывают их в тетрадь) Что изменилось? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (имена прилагательные украшают нашу речь, делают выразительной, уточняют, обогащают .) ФизминуткаРуки к верху поднимаем, а потом их опускаем, а потом их разведем, и к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Потанцуй со мной, сестра, Вот тебе моя рука Раз сюда, два сюда, Повернулись без труда. Пальчиками чик- чик, Ручками хлоп-хлоп. Ножками топ- топ, Прозвенел звонок и смолк, Продолжается урок. Работа с учителемупр.316 стр.81 -Какую картину вы представили, прочитав эти строчки из стихотворения А.С.Пушкина»Зимняя дорога»? Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льет печальный свет она… Какое настроение почувствовали? -Какова роль прилагательных в речи?(они уточняют, украшают речь, помогают нарисовать словами картину) Обозначьте орфограммы Сквозь(сквозит) волнистые(волны) туманы Пробирается луна. На печальные поляны(поле) Льет печальный свет она… Сочетания слов прил.+сущ волнистые туманы, печальные поляны, печальный свет | Работа в паре просклонять словосочетания упр.211 (святой источник, золотое сердце, родная земля) Работа с учителем проверка слайд Вывод: Как изменяется имя прилагательное?( по падежам, по числам, родам) -В каком роде, числе и падеже всегда стоит имя прилагательное? (имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит, падежные окончания в мужском и среднем роде одинаковые) -Перед вами слова, подберите к ним существительные Прекрасная, солнечная, морозная …погода.. Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …пироги.. Белые, легкие, пушистые облака ….. Свежая, интересная, ежедневная …газета.. -Запишите эти словосочетания в столбик и определите род, число, (1 обуч. у доски со своей тетрадью) -По чему вы догадались о каком предмете шла речь? (по признакам) Работа по вариантам просклонять словосочетания морозная погода, сладкие пироги, белые облака, интересная газета Работа с учителем Вывод-имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, имя прилагательное имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связано. Называется эта особенность согласование. Как определить падеж прилагательного? Соберём предложение, определим падеж прилагательных.Слайд Колючие снежинки закружились в морозном воздухе. Работа в группах упр.213 выполнить задания Проверка слайд. Нельзя словосочетание прекрасная погода поставить во мн.ч.тв.п., т.к.погода употребляется только в форме единственного числа Вывод: имена прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные. - А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании,работа по карточкам Задание: Вместо точек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных. Пришел (суровый ) декабрь с (зимними ) морозами.(Белые) поля и луга спят под (снежным) покрывалом. |
| Работа с учителем - По какому признаку разделены слова на две группы? (на 2 столбика) (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные) Проверка.(Ответы: новенький костюм ,праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи) - Почему именно так соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному) -Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное) -Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак) -Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? (Ответ: с именем существительным) Работа в паре упр.319 Слов какой части речи не хватает? Догадайтесь, какие прилагательные надо вставить. Запишите текст. | Работа по вариантам -Просклонять словосочетания морозная погода, сладкие пироги, белые облака, интересная газета Работа с учителем Вывод-имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, имя прилагательное имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связано. Называется эта особенность согласование. -Как определить падеж прилагательного? Соберём предложение, определим падеж прилагательных. Слайд Колючие снежинки закружились в морозном воздухе. |
| Обозначьте орфограммы Сквозь(сквозит) волнистые(волны) туманы Пробирается луна. На печальные поляны(поле) Льет печальный свет она… Сочетания слов прил.+сущ волнистые туманы, печальные поляны, печальный свет | Проверка слайд -Нельзя словосочетание прекрасная погода поставить во мн.ч.тв.п.,т.к.погода употребляется только в форме единственного числа Вывод: имена прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные. - А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании,работа по карточкам Задание: Вместо точек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных. Пришел (суровый) декабрь с (зимними)морозами. (Белые) поля и луга спят под (снежным) покрывалом. |