СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку : " Суффиксы" 3 класс. УМК Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку : " Суффиксы" 3 класс. УМК Перспектива"»

Тема урока: «Суффикс» 22.11.21

3 Б класс

УМК «Перпектива»

Цель урока: сформировать представление о суффиксе и их словообразовательной роли, сформировать умение находить суффикс в словах;


Планируемые результаты

Личностные – учебно-познавательный интерес к новому знанию и умению использовать его в собственной деятельности, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

познавательные – осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения; осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;

регулятивные – ставить и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сравнивать свою работу с образцом учителя;

коммуникативные – высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Предметные: научатся находить суффикс в словах, графически выделять суффикс, объяснять его лексическое значение; находить информацию в обратном словаре.



Конспект урока

1. Мотивация к учебной деятельности

-. Мне хотелось бы начать урок с притчи.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,

. -Как вы поняли притчу? Что хотел сказать мудрец этими словами?


- Сравните свой вывод с моим выводом ( Ваши жизненные возможности находятся в ваших руках. У каждого человека есть выбор –либо сжать ладони и уничтожить возможности, либо раскрыть их и поймать удачу)

- Как эта притчу можно соотнести с уроком рус яз? (Сегодня на уроке мы будем изучать что-то новое, чтобы открыть новое на уроке нужно быть внимательным, собранным, думать и работать, т. е. все в наших руках)


2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

(Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова, осуществляют анализ и синтез, строят рассуждения; регулятивные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; коммуникативные: формулируют ответы на вопросы; обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания

- Мы с вами уже знаем, что слово состоит из частей .

- Назовите части слова, которые вы знаете. ( Окончание, основа, корень.)

- Что такое окончание? ( Окончание изменяемая часть слова.)

-Как графически обозначить окончание? ( Квадратик. )

На доске слова:

Вода, земля, море, лесок, стены.

- Прочтите слова на доске. Выберите слова, в которых окончание –я. Выберите слова, в которых нулевое окончание.

- Что такое основа? Как обозначим её графически?( Основа – часть слова без окончания.)

- Что такое корень? Как обозначим корень? (Корень – это общая часть родственных слов.)

- Есть ли среди записанных слов такие, которые не имеют корня? ( Нет.)

- Бывают ли такие слова? (Нет.)

- Почему каждое слово обязательно имеет корень?( В нем содержится основное значение слово, без корня слово не может существовать.)

- Что мы повторили? ( Состав слова.)

- Зачем мы повторяли состав слова? Где нам пригодятся эти знания?( Нам эти знания могут пригодиться на уроке. Мы, наверное, будем продолжать изучать тему состав слова.)

-Какое слово лишнее?

В лесу, лесок, у леса, к лесу.

(лесок)

- Почему слово лесок лишнее?

- Оставшиеся слова – форма слова лес, а лесок – родственное.


3. Выявление места и причины затруднения.


- Что вы заметили интересного в слове? (Не смогли выделить часть ок. )

- Почему вы не выделили эту часть слова?(Не знаем).Состав слова. Новая часть слова.

-. Чему вы должны научиться на уроке?(Познакомиться с новой частью слова, обозначать ее, находить в словах.)

4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.


Работа с учебником

-. Откройте учебник с.22, упражнение 20.

Дети читают задание и выполняют с комментированием

- Открой обратный словарь на букву к.

( Найдите слова на -ик. )

- От каких слов образовались все эти слова? Покажите это письменно на любых четырех примерах по образцу.

зубик зуб

кубик куб

клювик клюв

садик сад

- Слова в парах – родственные? Почему? Докажите. ( Слова близки по смыслу, имеют одинаковый корень.)

- Вспомните что такое корень?( Корень - общая часть родственных слов.)

- Выделите в каждой паре общую часть (корень).

- Обратите внимание на записанные в обратном словаре эти слова.

-. Что вы заметили интересного в словаре?( Частичка ик выделена голубым цветом)

- Где она находится в слове: до или после корня? ( После корня).

- Сравните значения слов «зуб» – «зубик», «сад» – «садик». Какой оттенок частичка -ик придает словам? ( Маленький предмет или ласково.)

- В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно-ласкательный смысл.

- Как можно назвать эту часть слова? Попробуйте придумать название.

Работа в парах

- Какое название придумали новой части слова?

- Давайте проверим, совпадают ли наши предположения?

- Где можно найти ответ на вопрос? ( Учебник, энциклопедия.)

- Нам поможет Летучая мышь. Прочитайте правило Летучей Мыши.

Дети читают вывод.

- Как называется новая часть слова? (Суффикс._)

- Зачем в слове нужен суффикс?( Для образования новых слов.)

- Как он обозначается графически?

- Где в слове расположен суффикс? (. Суффикс стоит после корня.)

- Какое значение у этого суффикса?(. Уменьшительно-ласкательное значение.)

- Вернёмся к слову лесок. Что обозначает частица ок. Где стоит эта частица?

( Эта частица - суффикс. Суффикс стоит после корня.)

- Для чего нужен суффикс?( Суффикс помогает образовывать новые слова.)


5. Физминутка.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Найдите упражнение 21 на стр. 23.

- Открой обратный словарь на букву к и найдите слова с основой на -ек

- От каких слов образовались все эти слова?

- Покажите письменно по образцу. -

- Слова в парах – родственные? (Слова родственные, так как имеют общую часть, которая хранит основную мысль)

-Выделите в каждой паре общую часть (корень).

- Как выделена в словаре частичка – ёк? (. Частичка ёк выделена голубым цветом.)

- Как называется эта часть слова?(Эта часть слова называется суффиксом. )

- Где находится суффикс в слове? ( Суффикс стоит после корня. )-

- Для чего служит суффикс? ( Суффикс служит для образования новых слов.)

- Как суффикс обозначают на письме? ( На письме суффикс принято обозначать таким знаком ^. )

Чтение диалога.

Миша и Маша поспорили. Миша сказал:

Уголёк – это маленький уголь.

Маша сказала:

Уголёк – это ласковое название угля.

- А ты как думаешь? Какое лексическое значение имеет суффикс ёк?

( Оба правильно ответили. Уменьшительно-ласкательное значение)

Прочтите ещё раз правило Летучей Мыши.

Учитель. Задайте вопросы товарищу по правилу.

Работа в паре.

Примерные вопросы детей. Проверка работы идет с помощью слайда на доске

- Что такое суффикс? (Часть слова)

- Где в слове расположен суффикс? (После корня)

- Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)

- Как обозначают суффикс?

- Какое лексическое значение имеет суффикс?

- Какие задачи мы ставили в начале урока? Какие выполнили?

( Познакомиться с новой частью слова, обозначать ее, находить в словах. Эти задачи мы уже выполнили.)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Найдите упражнение 22, с.24. Прочтите задание. Что вам необходимо выполнить?

- Образуйте с помощью суффикса -ёк новые слова от данных и выделите суффикс.

Покажите образование слов письменно.

день денек,

тень тенек,

парень паренек,

соболь соболек,

тополь тополек.

(Образец записи)

-. Проверяем работу. Какие новые слова вы образовали? Выделите суффикс.

Какую часть слова вы нашли до выделения суффикса? ( Корень.)

- Какое слово оказалось непонятным? Кто такой соболёк? (Маленький соболь)

(Иллюстрация соболя)

Вывод.

-. Что такое суффикс? Можно ли сказать, что суффиксы -ик и -ёк близки по значению? Какое лексическое значение имеют эти суффиксы?

( Можно сказать. Они имеют уменьшительно – ласкательное значение. )

8. Включение в систему знаний и повторение

- Прочтите задание на доске (Выписать слова названия предметов с суффиксами)

- Прочтите предложения. Кто понял задание? Объясните, что будете выполнять. Выписывайте слова в столбик с маленькой буквы.

Головой кивает гномик.

Из трубы идёт дымок.

Возле дома растёт дубок.

- Какие слова вы выписали? (Гномик, дымок, дубок.)

Дети прикрепляют на доску карточки со словами и выделяют корень и суффикс.

- Проверьте выполненную работу.


9. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке? Какие задачи мы поставили в начале урока? Какие задачи выполнили?- Как образуются новые слова?

- Что такое суффикс?-. Для чего нужен суффикс?

- Приведите примеры суффиксов, имеющие уменьшительно – ласкательное значение.

( Суффиксы -ок, -ёк, -ик.)

- Приведите примеры слов названий предметов с этими суффиксами? ( Мячик, лучик, огонёк, пенёк, глазок)


Я научился…

Я понял …

Я узнал…

Я смогу…

- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? Где ты применишь полученные знания?

- Вы поработали отлично. Урок окончен.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!