Тема урока: «Суффикс» 22.11.21
3 Б класс
УМК «Перпектива»
Цель урока: сформировать представление о суффиксе и их словообразовательной роли, сформировать умение находить суффикс в словах;
Планируемые результаты
Личностные – учебно-познавательный интерес к новому знанию и умению использовать его в собственной деятельности, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
познавательные – осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения; осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;
регулятивные – ставить и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сравнивать свою работу с образцом учителя;
коммуникативные – высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.
Предметные: научатся находить суффикс в словах, графически выделять суффикс, объяснять его лексическое значение; находить информацию в обратном словаре.
Конспект урока
1. Мотивация к учебной деятельности
-. Мне хотелось бы начать урок с притчи.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,
. -Как вы поняли притчу? Что хотел сказать мудрец этими словами?
- Сравните свой вывод с моим выводом ( Ваши жизненные возможности находятся в ваших руках. У каждого человека есть выбор –либо сжать ладони и уничтожить возможности, либо раскрыть их и поймать удачу)
- Как эта притчу можно соотнести с уроком рус яз? (Сегодня на уроке мы будем изучать что-то новое, чтобы открыть новое на уроке нужно быть внимательным, собранным, думать и работать, т. е. все в наших руках)
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
(Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова, осуществляют анализ и синтез, строят рассуждения; регулятивные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; коммуникативные: формулируют ответы на вопросы; обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания
- Мы с вами уже знаем, что слово состоит из частей .
- Назовите части слова, которые вы знаете. ( Окончание, основа, корень.)
- Что такое окончание? ( Окончание изменяемая часть слова.)
-Как графически обозначить окончание? ( Квадратик. )
На доске слова:
Вода, земля, море, лесок, стены.
- Прочтите слова на доске. Выберите слова, в которых окончание –я. Выберите слова, в которых нулевое окончание.
- Что такое основа? Как обозначим её графически?( Основа – часть слова без окончания.)
- Что такое корень? Как обозначим корень? (Корень – это общая часть родственных слов.)
- Есть ли среди записанных слов такие, которые не имеют корня? ( Нет.)
- Бывают ли такие слова? (Нет.)
- Почему каждое слово обязательно имеет корень?( В нем содержится основное значение слово, без корня слово не может существовать.)
- Что мы повторили? ( Состав слова.)
- Зачем мы повторяли состав слова? Где нам пригодятся эти знания?( Нам эти знания могут пригодиться на уроке. Мы, наверное, будем продолжать изучать тему состав слова.)
-Какое слово лишнее?
В лесу, лесок, у леса, к лесу.
(лесок)
- Почему слово лесок лишнее?
- Оставшиеся слова – форма слова лес, а лесок – родственное.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что вы заметили интересного в слове? (Не смогли выделить часть ок. )
- Почему вы не выделили эту часть слова?(Не знаем).Состав слова. Новая часть слова.
-. Чему вы должны научиться на уроке?(Познакомиться с новой частью слова, обозначать ее, находить в словах.)
4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
Работа с учебником
-. Откройте учебник с.22, упражнение 20.
Дети читают задание и выполняют с комментированием
- Открой обратный словарь на букву к.
( Найдите слова на -ик. )
- От каких слов образовались все эти слова? Покажите это письменно на любых четырех примерах по образцу.
зубик зуб
кубик куб
клювик клюв
садик сад
- Слова в парах – родственные? Почему? Докажите. ( Слова близки по смыслу, имеют одинаковый корень.)
- Вспомните что такое корень?( Корень - общая часть родственных слов.)
- Выделите в каждой паре общую часть (корень).
- Обратите внимание на записанные в обратном словаре эти слова.
-. Что вы заметили интересного в словаре?( Частичка ик выделена голубым цветом)
- Где она находится в слове: до или после корня? ( После корня).
- Сравните значения слов «зуб» – «зубик», «сад» – «садик». Какой оттенок частичка -ик придает словам? ( Маленький предмет или ласково.)
- В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно-ласкательный смысл.
- Как можно назвать эту часть слова? Попробуйте придумать название.
Работа в парах
- Какое название придумали новой части слова?
- Давайте проверим, совпадают ли наши предположения?
- Где можно найти ответ на вопрос? ( Учебник, энциклопедия.)
- Нам поможет Летучая мышь. Прочитайте правило Летучей Мыши.
Дети читают вывод.
- Как называется новая часть слова? (Суффикс._)
- Зачем в слове нужен суффикс?( Для образования новых слов.)
- Как он обозначается графически?
- Где в слове расположен суффикс? (. Суффикс стоит после корня.)
- Какое значение у этого суффикса?(. Уменьшительно-ласкательное значение.)
- Вернёмся к слову лесок. Что обозначает частица ок. Где стоит эта частица?
( Эта частица - суффикс. Суффикс стоит после корня.)
- Для чего нужен суффикс?( Суффикс помогает образовывать новые слова.)
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Найдите упражнение 21 на стр. 23.
- Открой обратный словарь на букву к и найдите слова с основой на -ек
- От каких слов образовались все эти слова?
- Покажите письменно по образцу. -
- Слова в парах – родственные? (Слова родственные, так как имеют общую часть, которая хранит основную мысль)
-Выделите в каждой паре общую часть (корень).
- Как выделена в словаре частичка – ёк? (. Частичка ёк выделена голубым цветом.)
- Как называется эта часть слова?(Эта часть слова называется суффиксом. )
- Где находится суффикс в слове? ( Суффикс стоит после корня. )-
- Для чего служит суффикс? ( Суффикс служит для образования новых слов.)
- Как суффикс обозначают на письме? ( На письме суффикс принято обозначать таким знаком ^. )
Чтение диалога.
Миша и Маша поспорили. Миша сказал:
Уголёк – это маленький уголь.
Маша сказала:
Уголёк – это ласковое название угля.
- А ты как думаешь? Какое лексическое значение имеет суффикс ёк?
( Оба правильно ответили. Уменьшительно-ласкательное значение)
Прочтите ещё раз правило Летучей Мыши.
Учитель. Задайте вопросы товарищу по правилу.
Работа в паре.
Примерные вопросы детей. Проверка работы идет с помощью слайда на доске
- Что такое суффикс? (Часть слова)
- Где в слове расположен суффикс? (После корня)
- Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)
- Как обозначают суффикс?
- Какое лексическое значение имеет суффикс?
- Какие задачи мы ставили в начале урока? Какие выполнили?
( Познакомиться с новой частью слова, обозначать ее, находить в словах. Эти задачи мы уже выполнили.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Найдите упражнение 22, с.24. Прочтите задание. Что вам необходимо выполнить?
- Образуйте с помощью суффикса -ёк новые слова от данных и выделите суффикс.
Покажите образование слов письменно.
день денек,
тень тенек,
парень паренек,
соболь соболек,
тополь тополек.
(Образец записи)
-. Проверяем работу. Какие новые слова вы образовали? Выделите суффикс.
Какую часть слова вы нашли до выделения суффикса? ( Корень.)
- Какое слово оказалось непонятным? Кто такой соболёк? (Маленький соболь)
(Иллюстрация соболя)
Вывод.
-. Что такое суффикс? Можно ли сказать, что суффиксы -ик и -ёк близки по значению? Какое лексическое значение имеют эти суффиксы?
( Можно сказать. Они имеют уменьшительно – ласкательное значение. )
8. Включение в систему знаний и повторение
- Прочтите задание на доске (Выписать слова названия предметов с суффиксами)
- Прочтите предложения. Кто понял задание? Объясните, что будете выполнять. Выписывайте слова в столбик с маленькой буквы.
Головой кивает гномик.
Из трубы идёт дымок.
Возле дома растёт дубок.
- Какие слова вы выписали? (Гномик, дымок, дубок.)
Дети прикрепляют на доску карточки со словами и выделяют корень и суффикс.
- Проверьте выполненную работу.
9. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке? Какие задачи мы поставили в начале урока? Какие задачи выполнили?- Как образуются новые слова?
- Что такое суффикс?-. Для чего нужен суффикс?
- Приведите примеры суффиксов, имеющие уменьшительно – ласкательное значение.
( Суффиксы -ок, -ёк, -ик.)
- Приведите примеры слов названий предметов с этими суффиксами? ( Мячик, лучик, огонёк, пенёк, глазок)
Я научился…
Я понял …
Я узнал…
Я смогу…
- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? Где ты применишь полученные знания?
- Вы поработали отлично. Урок окончен.