СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка

УМК «Перспектива»

 Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс

Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: овладение учащимися новыми знаниями  о суффиксе,  продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; написание слов с суффиксами -тель, -чик, - щик.

Задачи:

Образовательные: научить школьников образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; тренировать детей в образовании слов при помощи суффиксов.

Развивающие:  развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при образовании слов при помощи суффиксов.

Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.

 

Просмотр содержимого документа
«дистанционное образование»

Конспект урока русского языка

УМК «Перспектива»

Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс

Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: овладение учащимися новыми знаниями о суффиксе, продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; написание слов с суффиксами -тель, -чик, - щик.

Задачи:

Образовательные: научить школьников образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; тренировать детей в образовании слов при помощи суффиксов.

Развивающие: развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при образовании слов при помощи суффиксов.

Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.


Ход урока


Самоопределение к деятельности.


Пусть вопрос бывает труден –

Огорчаться мы не будем.

Сами мы ответ найдем!

К цели мы своей придем!

На доске – слова:


- Чем будем заниматься на уроке?

- Урок – открытия нового знания.


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


т…щил упако…ка радос…ный

дер…во бли…кий сер…це

п…сать подру…ка ус…ный

к…вер ре…кий опас…ный

пол…скал поса…кА со…це


- Запишите в тетрадь вставленные буквы.

Проверка. Оценивание (+, ?, - ).


-Выполняя это задание, какие орфограммы повторили?

- Найдите среди данных слов слово с парной согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

- Найдите среди данных слов слово с безударной гласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

- Найдите среди данных слов слово с непризносимой согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.


- Посмотрим на записанные слова.

Я загадала слово.

- Оно - двухсложное. (на доске – схема)

- Тащил, писать, ковер, близкий, редкий, сердце, устный, солнце.

- Ударение падает на второй слог. (на доске – схема)

- Тащил, писать, ковер.

- Глагол. (на доске – схема)

- В этом слове два мягких согласных звука. (на доске – схема)

- Писать.


- Запишем это слово в тетрадь.

- Образуем от этого слова глагол с приставкой. Запишем его. Выделим приставку.

- Я тоже образовала слова с приставками. (призентация)


записать

написать

описать

списать

выписать


- Есть ли у вас такое слово, которого у меня нет? Прочитайте его.

- Запишите одно мое слово, которого у вас нет. Выделите приставку.


- Образуем от данного слова «писать» имя существительное - одушевленное.

- Писатель.

- Запишем его.


- Выделим во всех записанных словах корень.

- Какой корень выделили?


- Умный совенок задумался: писат…ль. Давайте поможем ему.

- Какую букву вы написали?

- В какой части слова пропущена буква?

- В корне?

- В суффиксе.



Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.


- На прошлом уроке мы образовывали слова при помощи приставок. Учились правильно писать слова с приставками.

- А сегодня чем будем заниматься?

- Образовывать слова при помощи суффиксов. Учиться правильно писать такие слова.


- Суффиксы мы уже изучали. Собирали коллекцию суффиксов.

- Выделите в этом слове суффикс.

- Какую букву надо писать в этом суффиксе?

- Вспомним. Учебник – стр.110.

- Кто испытывает самолеты?

- Кто воспитывает детей?


- В каком словарном слове встречался такой же суффикс?

- Кто написал правильно?


- Чем будем заниматься на уроке?

- Образовывать слова при помощи суффиксов.

- Для чего мы будем этому учиться?

- Чтобы правильно писать слова.

- Продолжим собирать коллекцию суффиксов. Для чего?

- Запишем в нашу коллекцию суффикс – тель.



Первичное закрепление во внешней речи.


- Откроем учебник на стр.117 №207.

- Найдите строчку с суффиксом – тель.

- Спишите ее.

- Выделите суффикс.

На доске учащимися составляется план действий.

- Прочитайте записанные слова.

- Мы знаем, что суффиксы придают словам значение.

- Какое значение придает словам суффикс – тель?

- А теперь найдите ответ в задании учебника.

- Профессия, род занятий.


- Какой суффикс с таким же значением нам известен?

- Работник театра, который подсказывает актерам слова их роли во время спектакля. (суфлер)

- Суффикс – ер.

- Работник театра, который накладывает гримм на лица артистов. (гример)

- Человек, управляющий оркестром. (дирижер).

- Зачем нам знать суффикс – ер, ведь мы не испытываем трудности при его написании.

- Зная этот суффикс, мы сможем образовывать новые слова, обозначающие профессии, род занятий.


- Познакомимся с другими суффиксами, обозначающие профессии, род занятий.

- Учебник – стр.118 №209.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте записанные слова.

- Знакомы вам эти слова?

- Малознакомы.

- Почему? Как об этом сказано в задании?

- Они – старинные.

- Зачем знать старинные слова, ведь мы их не употребляем?

- Прочитайте объяснение этих слов.

- А теперь запишем под диктовку.

(Учитель читает объяснение слов. )

- Проверьте. (презентация)

- Выделите суффиксы.

- Запишем новый суффикс – арь в коллекцию.

- Какое из данных слов сейчас употребляется не с суффиксом – арь, а с другим?

- Запишем это слово. Выделим суффикс. (рыбак)


- №210.

- Прочитаем задание.

- Попробуем образовать современные слова с суффиксом – арь.

- «Игра» - устно.

- Какие суффиксы используют сегодня?

- Продолжим игру. Я называю старинное слово, а вы – современное.


- №211.

Составление плана действий. (списать, выделить суффиксы)

Работа в парах.

- По очереди рассказать друг другу, какой суффикс будешь писать.

- Прочитайте слова с суффиксом – чик.

- Прочитайте слова с суффиксом…

-Написание каких суффиксов вызвало затруднение?

Из коллекции суффиксов выбирают суффиксы, при написании которых испытывали затруднение.





Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Презентация


мыслить – сварка –

строить – переводить -

переписать - воспитать -

камень – упаковка -

рассказ –

руководить -


Презентация

Суффиксы.
Профессии, род занятий

тель чик

ёр щик

ак ист



Включение в систему знаний и повторение.


- Вспомните, с каким еще значением мы знаем суффиксы. (уменьшительно – ласкательным)

- Запишите три суффикса с уменьшительно – ласкательным значением.


Презентация


Суффиксы.
Уменьшительно – ласкательные

ок ушк

ик юшк

к еньк


- Допишите остальные суффиксы.


Словарная работа.

- Образуйте от словарных слов слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Черный. (черненький)

- Огурец. (огурчик)

- Колыбель.(колыбелька)

- Язык. (язычок)

- Болото.(болотце)


- Образуйте от словарных слов новые слова. Используйте суффиксы прфессий.

- Корабель. (корабельщик)

- Победа. (победитель)

- Хоккей. (хоккеист)



Отеадайте шарады.


Презентация


Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.



Мой корень в просьбе заключен.

В ней он озвучен и смягчен.

Приставка в воплощенье где – то.

На целое – все ждут ответа.


В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс - в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – ко мне на уроки пойдете.


Домашнее задашие


Презентация


стр. 37 №5 – образовать 10 слов с изученными суффиксами (по выбору) ;

стр.36 №3 (можно воспользоваться орфографическим словарем)


Рефлексия.


Заполнение листа.

- Я умею образовывать слова с помощью суффиксов.

- Знаю суффиксы со значением профессий.

- Знаю уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Трудные в написании суффиксы:...





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!