Воспитание личности в процессе внеурочной деятельности в условиях дистанционного образования
Дистанционное образование является одной из форм обучения учащихся. Что такое дистанционное образование? Как работать в условиях дистанционного обучения?
Существует определение: дистанционное обучение – это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение – эта одна из форм обучения учащихся, которая реализуется при помощи использования современных информационных и телекоммуникационных технологий и позволяет обучать учащихся без прямого контакта между учителем и учеником. Обучение школьников, контроль за усвоением материала происходит при помощи сети Интернет.
Работая дистанционно, учитель осуществляет следующие формы обратной связи:
1. Учащийся получает от учителя задание, размещенное в Электронном дневнике, и выполняет его.
2. Выполненная работа на образовательной платформе Якласс (https://www.yaklass.ru/), Учи.ру (https://uchi.ru/), РЭШ (https://resh.edu.ru/) или на ЯндексУчебник (https://education.yandex.ru/) автоматически отображается в личном кабинете учителя.
3. Работа, которая выполняется в тетради, пересылается учителю посредством электронной почты, электронного дневника или мессенджера (WhatsApp и др.).
Организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Существуют следующие виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Все они тесно связаны с учебным процессом, содержат в себе элементы обучения и воспитания и служат для достижения образовательных и воспитательных целей.
Правильно организованная в школе система внеурочной деятельности позволяет развивать и формировать способности каждого учащегося, обеспечивает воспитание свободной личности. Часы, которые отводятся на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены реализацию различных форм ее организации.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Дистанционное обучение играет важную роль во внеурочной деятельности и активно используется учителями. Успешность учащихся – это не просто хорошие отметки на уроках, но и стремление проявить себя. С этой целью школьники принимают участие в заочных конкурсах и олимпиадах, викторинах, конкурсах – играх, которые способствуют развитию каждого ребенка, позволяют раскрыть творческий потенциал и выявляют наиболее одаренных детей. Работая с учащимися, важно сформировать у них понятие, что Интернет не просто развлечение, а возможность проверить и пополнить свои знания, развить мышление, проявить себя как личность.
Задача педагога – развивать ребенка, дать шанс попробовать свои силы в различных видах деятельности, научить работать творчески.
Внеурочная деятельность в начальной школе, будучи составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, предоставляет огромные возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Во время моих занятий по внеурочной деятельности прослеживается тесная связь предметов с кружками «Веселая грамматика», «Юный математик», «Азбука дорог». Предметные кружки являются важной составляющей системы образования и воспитания. Работая в кружках дистанционно, учащиеся получают навыки самостоятельного получения нужной информации, углубляют свои знания по интересующему предмету, развивают творческий потенциал, учатся организовывать свое свободное время. Организация работы предметного кружка в условиях дистанционного обучения требует от учителя внимательного планирования. Учитель должен контролировать ход работы, учитывать способности и возможности учащихся, при необходимости оказывать помощь отдельным учащимся или учащимся, которые работают в группе дистанционно, анализировать заинтересованность детей, чтобы вовремя скорректировать задание.
Правильная организация работы способствует заинтересованности детей. У ребенка развиваются умения и навыки самодисциплины и самоорганизации.
Таким образом, применение дистанционного обучения во внеурочной деятельности способствует развитию каждого учащегося, выявляя наиболее способных и одаренных школьников и направлено на становление и развитие образовательных потребностей личности.
Используемые ресурсы:
Серова, И. Е. Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения / И. Е. Серова. // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.).).
http://media.ls.urfu.ru/
Дистанционное обучение школьников как одна из форм внеурочной деятельности https://wiki.soiro.ru/
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/178505-distancionnoe-obuchenie-kak-resurs-organizaci