СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «по мини футболу» в 6-9-х классах на 2022 - 2023 учебный год

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Мини-футбол»

 

 

 

 

 

 

 

Учитель : Дронова Алина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2022 -2023 уч. год

Пояснительная записка

Образовательная программа «Мини-футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Мини-футбол – интересная и динамичная игра. Занятия мини-футболом положительно влияют на общее физическое развитие организма, равномерно воздействуют на все мышцы, способствуют разностороннему развитию внутренних органов, улучшают обмен веществ, содействуют гармоничному развитию человека.

Занятия в секции мини-футбола призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиции, целостном развитии физических и психических качеств, использовании занятий спортом в организации здорового образа жизни.

Игровая деятельность даёт уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитание чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Внеурочные занятия по физической культуре призваны формировать уучащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических качеств, организации здорового образа жизни.

Игра мини-футбол служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Ребёнок действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость, и тем самым, совершенствуя движения.

Игра в мини-футбол является средством всестороннего развития и воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: товарищества, честности, выдержки, дисциплины, умения владеть своими эмоциями.

Актуальность: Дополнительные внеурочные занятия по мини-футболу характеризуются введением в учебное содержание школьной программы дополнительных тем и разделов, отдельных новых знаний и форм учебной деятельности, позволяющих учащимся углубить свои знания и удовлетворить свои познавательные интересы в области физической культуры, повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье.

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в том, что мы выполняем социальный заказ современной школы: привитие детям навыков здорового образа жизни и умения организовать свой досуг, потребность родителей в занятости их детей во второй половине дня.

Цель программы: Приобщение подростков к здоровому образу жизни через овладение навыками игры в мини-футбол.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Приобретение базовых знаний в области физической культуры.
  2. Приобретение знаний в области гигиены, физиологии физкультурной деятельности.
  3. Овладение техникой основных приёмов игры, умение применять их в игре, 4. Освоение тактической техники игры и комбинаций, 5. Освоение навыков командной игры.

Развивающие:

  1. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
  2. Развитие спортивных двигательных умений и навыков.
  3. Развитие физических качеств, присущих человеку.
  4. Развитие мотивации и потребностей в бережном отношении к своему здоровью.

Воспитательные:

1.Воспитание потребности в систематических занятиях физическим и упражнениями.

  1. Воспитание высоких нравственных и волевых качеств.
  2. Воспитание мужества и умения преодолевать трудности.
  3. Воспитание правильных взаимоотношений среди воспитанников.

Форма и режим занятий

В секции мини-футбола принимаются мальчики и девочки, допущенные школьным врачом к занятиям по физической культуре.

Программа рассчитана на 2 года обучения

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-9 лет.

Продолжительность занятий в группе –2 раза в неделю по 1.5 часа.

Количество занимающихся в группах 12-15 человек.

Программа рассчитана на 96 часа в год.

Основной формой работы в секциях мини-футбола являются учебно-тренировочные занятия в учебных группах, участие в соревнованиях. Занимающиеся должны ежедневно проводить утреннюю гимнастику, а также выполнять задания преподавателя по совершенствованию физической подготовки и отдельных технических приёмов. Каждая возрастная группа имеет свои специфические задачи. В группе первого года обучения основное внимание уделяется укреплению здоровья, всесторонней физической подготовке, развитию координации движений, быстроты, ловкости, гибкости, овладению основами техники игры.

Мини-футболисты группы второго года обучения занимаются дальнейшим всесторонним физическим развитием, овладевают основами техники и тактики мини-футбола.

В результате изучения курса первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Значение правильного режима дня юного спортсмена.
  • Правила игры в футбол.
  • Роль капитана команды, его права и обязанности.
  • Правила использования спортивного инвентаря.
  • Владеть техникой передвижений.
  • Организовать самостоятельные занятия футболом.
  • Управлять своими эмоциями.

В результате изучения курса второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом.
  • Значение и содержание самоконтроля.
  • Как вести дневник самоконтроля.
  • Выполнять требования по физической подготовке.
  • Владеть основами техники и тактики футбола.
  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим.
  • Владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время игровых ситуаций на поле.

Учебно-тематический план Первый год обучения.

Содержание занятий

Всего часов

0сень

Зима

Весна

I

Теоретические знания

6

1,5

2,5

2

1.1

Гигиенические знания и навыки

1

0,5

0,5

-

1.2

Место занятий, оборудование

0,5

0,5

-

-

1.3

Правила игры в футбол

2,5

0,5

1

1

1.4

Общая и специальная физическая

подготовка

1

-

0,5

0,5

1.5

Техника и тактика игры в футбол

1

-

0,5

0,5

II

Общая физическая подготовка

21

5

9

7

2.1

Общая физическая подготовка

21

5

9

7

 

III

Техническая и тактическая подготовка

31

12

10

9

IV

Соревнования

 

6

0,5

2,5

3

4.1

Контрольные нормативы

 

1

0,5

-

0,5

4.2

Контрольные игры соревнования

 

4

-

2

2

4.3

Инструкторская и практика

судейская

1

-

0,5

0,5

 

Итого

 

96

26

37

33

Второй год обучения

Содержание занятий

Всего часов

Осень

Зима

Весна

I

Теоретические знания

6

1,5

2,5

2

1.1

Гигиенические знания и навыки

1

0,5

0,5

-

1.2

Место занятий, оборудование

0,5

0,5

-

-

1.3

Правила игры в футбол

2,5

0,5

1

1

1.4

Общая и специальная физическая

подготовка

1

-

0,5

0,5

1.5

Техника и тактика игры в футбол

1

-

0,5

0,5

II

Специальная физическая подготовка

21

5

9

7

2.1

Специальная физическая подготовка

21

5

9

7

III

Техническая и тактическая подготовка

31

12

10

9

IV

Соревнования

6

0,5

2,5

3

4.1

Контрольные нормативы

1

0,5

-

0,5

4.2

Контрольные игры и соревнования

4

-

2

2

4.3

Инструкторская и судейская практика

1

-

0,5

0,5

 

Итого

96

26

37

33

Содержание программы

Теоретические знания.

Гигиенические знания и навыки.

Закаливание. Личная гигиена; уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим школьника. Значение правильного режима для юного спортсмена. Использование, естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания.

Правила игры в футбол.

Разбор и изучение правил игры в мини-футбол, футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности.

Место занятий, оборудование,

Площадка для игры в футбол, ее устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование. Общая и специальная физическая подготовка

Утренняя гигиеническая гимнастика. Ознакомление с правилами различных игр. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании.

Техника и тактика игры в футбол.

Классификация и терминология технических приемов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Анализ выполнения технических приемов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча - перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывания мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приемов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивания мяча с рук. Понятие о тактике и тактической комбинации Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры.

Общая и специальная физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперед, сведение и разведение рук вперед, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперед и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук, круговые движения туловища с различными положениями рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лежа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперед, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лежа и снова в упор присев.

Упражнения на формирование правильной осанки. Разноименные движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения нога вперед, назад, в стороны. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Приседание на одной ноге (правой, левой). Прыжки в приседе с продвижением вперед, в стороны, назад.

Упражнения с набивным мячом. Масса мяча используется в зависимости от возраста (1-3 кг). Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы. Броски друг другу одной рукой от правового и левого плеча. Броски одной и двумя руками через голову. Подбрасывать мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя. Передача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении режа на спине.

Акробатические упразднения. Кувырки вперед с шага, с прыжка. Кувырок назад из седа. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Длинный кувырок вперед. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперед и назад в положение лежа, прогнувшись. «Мост» из положения лежа на спине, «полушпагат». Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Кувырок вперед из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.

Техническая и тактическая подготовка.

Техника передвижения:

Бег: по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом (вправо и влево).

Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).

Удары по мячу ногой Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар но летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, ворота, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояния. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.

Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней и внешней стороной стоны и грудью летящего мяча - на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движешш. с последующим ведением или передачей.

Ведение мяча. Ведение внешней и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя

Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук.

Легкоатлетические упражнения Бег с ускорениями до 60 м. Бег с высокого старта др 60 м. Бег 60 м на скорость. Бег по пересеченной местности (кросс) 1500 м, 2000 м. Бег медленный 20- 25 мин. Бег повторный до 6x30 м, 4x50 м, 5x60 м, 3x100м. Бег 300 м, 400 м, 500 м. Прыжки с разбега в длину способом «согнув ноги». Прыжки с разбега в высоту способом «перешагивание». Прыжки с места в длину. Метание малого (теннисного) мяча; в цель, на дальность. Толкание набивного мяча (1-3 кг), ядра (3 кг) с места, стоя боком к направлению метания.

Лыжи. Прогулки, подъемы, спуски, повороты. Повторное прохождение отрезков 4- 5x100 м, 2-3x200-300 м, 2x300-400 м. прохождение дистанции 1-2 км.

Подвю/сные игры и эстафеты. «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок»,

«Борьба за мяч», «Не дай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, с преодолением препятствий, переноской набивных мячей, с прыжками в высоту, в длину, с метанием мяча в цель и на дальность.

Плавание. Плавание произвольным стилем. Плавание различными стилями. Стартовый прыжок, поворот у бортика.

Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей.

Специальные упражнения для развития быстроты Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительном) рывки на 5-10, 10-15 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа, лежа. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или в другом направлении. Ускорения на 15, 30, 60 м без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Прыжки с места и с разбега, выполняя удары по мячам, подвешенными на различной высоте. Имитация ударов ногами по мячу, пробегание между стойками и движущимися партнёрами; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком: Ведения мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону); во время ведения вне-

запная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу - вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад - неожиданным рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя - рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.

Отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в подкате - выбивая и останавливая мяч ногой.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага, параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнеру, на ходу партнеру, Вбрасывание на точность и на дальность.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на; уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Тактика игры в футбол.

Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом - подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча - повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок на

5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3-4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру).

Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения/ Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно несвоевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом, или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «по мини футболу» в 6-9-х классах на 2022 - 2023 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

















Рабочая программа

«Мини-футбол»








Учитель : Дронова Алина Викторовна
























Смоленск 2022 -2023 уч. год

Пояснительная записка

Образовательная программа «Мини-футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Мини-футбол – интересная и динамичная игра. Занятия мини-футболом положительно влияют на общее физическое развитие организма, равномерно воздействуют на все мышцы, способствуют разностороннему развитию внутренних органов, улучшают обмен веществ, содействуют гармоничному развитию человека.

Занятия в секции мини-футбола призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиции, целостном развитии физических и психических качеств, использовании занятий спортом в организации здорового образа жизни.

Игровая деятельность даёт уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитание чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Внеурочные занятия по физической культуре призваны формировать уучащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических качеств, организации здорового образа жизни.

Игра мини-футбол служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Ребёнок действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость, и тем самым, совершенствуя движения.

Игра в мини-футбол является средством всестороннего развития и воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: товарищества, честности, выдержки, дисциплины, умения владеть своими эмоциями.

Актуальность: Дополнительные внеурочные занятия по мини-футболу характеризуются введением в учебное содержание школьной программы дополнительных тем и разделов, отдельных новых знаний и форм учебной деятельности, позволяющих учащимся углубить свои знания и удовлетворить свои познавательные интересы в области физической культуры, повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье.

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в том, что мы выполняем социальный заказ современной школы: привитие детям навыков здорового образа жизни и умения организовать свой досуг, потребность родителей в занятости их детей во второй половине дня.

Цель программы: Приобщение подростков к здоровому образу жизни через овладение навыками игры в мини-футбол.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Приобретение базовых знаний в области физической культуры.

  2. Приобретение знаний в области гигиены, физиологии физкультурной деятельности.

  3. Овладение техникой основных приёмов игры, умение применять их в игре, 4. Освоение тактической техники игры и комбинаций, 5. Освоение навыков командной игры.

Развивающие:

  1. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

  2. Развитие спортивных двигательных умений и навыков.

  3. Развитие физических качеств, присущих человеку.

  4. Развитие мотивации и потребностей в бережном отношении к своему здоровью.

Воспитательные:

1.Воспитание потребности в систематических занятиях физическим и упражнениями.

  1. Воспитание высоких нравственных и волевых качеств.

  2. Воспитание мужества и умения преодолевать трудности.

  3. Воспитание правильных взаимоотношений среди воспитанников.

Форма и режим занятий

В секции мини-футбола принимаются мальчики и девочки, допущенные школьным врачом к занятиям по физической культуре.

Программа рассчитана на 2 года обучения

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-9 лет.

Продолжительность занятий в группе –2 раза в неделю по 1.5 часа.

Количество занимающихся в группах 12-15 человек.

Программа рассчитана на 96 часа в год.

Основной формой работы в секциях мини-футбола являются учебно-тренировочные занятия в учебных группах, участие в соревнованиях. Занимающиеся должны ежедневно проводить утреннюю гимнастику, а также выполнять задания преподавателя по совершенствованию физической подготовки и отдельных технических приёмов. Каждая возрастная группа имеет свои специфические задачи. В группе первого года обучения основное внимание уделяется укреплению здоровья, всесторонней физической подготовке, развитию координации движений, быстроты, ловкости, гибкости, овладению основами техники игры.

Мини-футболисты группы второго года обучения занимаются дальнейшим всесторонним физическим развитием, овладевают основами техники и тактики мини-футбола.

В результате изучения курса первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Значение правильного режима дня юного спортсмена.

  • Правила игры в футбол.

  • Роль капитана команды, его права и обязанности.

  • Правила использования спортивного инвентаря.

  • Владеть техникой передвижений.

  • Организовать самостоятельные занятия футболом.

  • Управлять своими эмоциями.

В результате изучения курса второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом.

  • Значение и содержание самоконтроля.

  • Как вести дневник самоконтроля.

  • Выполнять требования по физической подготовке.

  • Владеть основами техники и тактики футбола.

  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим.

  • Владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время игровых ситуаций на поле.

Учебно-тематический план Первый год обучения.

Содержание занятий

Всего часов

0сень

Зима

Весна

I

Теоретические знания

6

1,5

2,5

2

1.1

Гигиенические знания и навыки

1

0,5

0,5

-

1.2

Место занятий, оборудование

0,5

0,5

-

-

1.3

Правила игры в футбол

2,5

0,5

1

1

1.4

Общая и специальная физическая

подготовка

1

-

0,5

0,5

1.5

Техника и тактика игры в футбол

1

-

0,5

0,5

II

Общая физическая подготовка

21

5

9

7

2.1

Общая физическая подготовка

21

5

9

7


III

Техническая и тактическая подготовка

31

12

10

9

IV

Соревнования


6

0,5

2,5

3

4.1

Контрольные нормативы


1

0,5

-

0,5

4.2

Контрольные игры соревнования


4

-

2

2

4.3

Инструкторская и практика

судейская

1

-

0,5

0,5


Итого


96

26

37

33

Второй год обучения

Содержание занятий

Всего часов

Осень

Зима

Весна

I

Теоретические знания

6

1,5

2,5

2

1.1

Гигиенические знания и навыки

1

0,5

0,5

-

1.2

Место занятий, оборудование

0,5

0,5

-

-

1.3

Правила игры в футбол

2,5

0,5

1

1

1.4

Общая и специальная физическая

подготовка

1

-

0,5

0,5

1.5

Техника и тактика игры в футбол

1

-

0,5

0,5

II

Специальная физическая подготовка

21

5

9

7

2.1

Специальная физическая подготовка

21

5

9

7

III

Техническая и тактическая подготовка

31

12

10

9

IV

Соревнования

6

0,5

2,5

3

4.1

Контрольные нормативы

1

0,5

-

0,5

4.2

Контрольные игры и соревнования

4

-

2

2

4.3

Инструкторская и судейская практика

1

-

0,5

0,5


Итого

96

26

37

33

Содержание программы

Теоретические знания.

Гигиенические знания и навыки.

Закаливание. Личная гигиена; уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим школьника. Значение правильного режима для юного спортсмена. Использование, естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания.

Правила игры в футбол.

Разбор и изучение правил игры в мини-футбол, футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности.

Место занятий, оборудование,

Площадка для игры в футбол, ее устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование. Общая и специальная физическая подготовка

Утренняя гигиеническая гимнастика. Ознакомление с правилами различных игр. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании.

Техника и тактика игры в футбол.

Классификация и терминология технических приемов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Анализ выполнения технических приемов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча - перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывания мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приемов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивания мяча с рук. Понятие о тактике и тактической комбинации Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры.

Общая и специальная физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперед, сведение и разведение рук вперед, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперед и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук, круговые движения туловища с различными положениями рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лежа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперед, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лежа и снова в упор присев.

Упражнения на формирование правильной осанки. Разноименные движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения нога вперед, назад, в стороны. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Приседание на одной ноге (правой, левой). Прыжки в приседе с продвижением вперед, в стороны, назад.

Упражнения с набивным мячом. Масса мяча используется в зависимости от возраста (1-3 кг). Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы. Броски друг другу одной рукой от правового и левого плеча. Броски одной и двумя руками через голову. Подбрасывать мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя. Передача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении режа на спине.

Акробатические упразднения. Кувырки вперед с шага, с прыжка. Кувырок назад из седа. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Длинный кувырок вперед. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперед и назад в положение лежа, прогнувшись. «Мост» из положения лежа на спине, «полушпагат». Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Кувырок вперед из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.

Техническая и тактическая подготовка.

Техника передвижения:

Бег: по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом (вправо и влево).

Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).

Удары по мячу ногой Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар но летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, ворота, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояния. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.

Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней и внешней стороной стоны и грудью летящего мяча - на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движешш. с последующим ведением или передачей.

Ведение мяча. Ведение внешней и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя

Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук.

Легкоатлетические упражнения Бег с ускорениями до 60 м. Бег с высокого старта др 60 м. Бег 60 м на скорость. Бег по пересеченной местности (кросс) 1500 м, 2000 м. Бег медленный 20- 25 мин. Бег повторный до 6x30 м, 4x50 м, 5x60 м, 3x100м. Бег 300 м, 400 м, 500 м. Прыжки с разбега в длину способом «согнув ноги». Прыжки с разбега в высоту способом «перешагивание». Прыжки с места в длину. Метание малого (теннисного) мяча; в цель, на дальность. Толкание набивного мяча (1-3 кг), ядра (3 кг) с места, стоя боком к направлению метания.

Лыжи. Прогулки, подъемы, спуски, повороты. Повторное прохождение отрезков 4- 5x100 м, 2-3x200-300 м, 2x300-400 м. прохождение дистанции 1-2 км.

Подвю/сные игры и эстафеты. «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок»,

«Борьба за мяч», «Не дай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, с преодолением препятствий, переноской набивных мячей, с прыжками в высоту, в длину, с метанием мяча в цель и на дальность.

Плавание. Плавание произвольным стилем. Плавание различными стилями. Стартовый прыжок, поворот у бортика.

Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей.

Специальные упражнения для развития быстроты Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительном) рывки на 5-10, 10-15 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа, лежа. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или в другом направлении. Ускорения на 15, 30, 60 м без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Прыжки с места и с разбега, выполняя удары по мячам, подвешенными на различной высоте. Имитация ударов ногами по мячу, пробегание между стойками и движущимися партнёрами; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком: Ведения мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону); во время ведения вне-

запная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу - вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад - неожиданным рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя - рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.

Отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в подкате - выбивая и останавливая мяч ногой.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага, параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнеру, на ходу партнеру, Вбрасывание на точность и на дальность.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на; уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Тактика игры в футбол.

Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом - подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча - повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок на

5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3-4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру).

Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения/ Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно несвоевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом, или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.

Командные действия. Уметь выполнять основные, обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды.

Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.

Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.

Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.

Соревнования.

Контрольные нормативы. В контрольные нормативы входят упражнения по общей и специальной физической подготовке.

Примечание:

Бег на 30, 300,400 м выполняется с высокого старта.

Бег на 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта (мяч на линии старта), мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок остановит мяч за линией финиша. Время фиксируется с момента старта до пересечения игроком (вслед за мячом) линия финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише - время.

Удар по мячу ногой на дальность выполняется с разбега правой и левой ногой любым способом по неподвижному мячу. Измерение дальности полета мяча производится с места удара до точки первого касания мяча о землю. Для удара каждой ногой даются три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами.

Жонглирование мячом: выполняются удары левой ногой, правой ногой (серединой подъема, внутренней и внешней стороной стопы, бедром) и головой в любой последовательности, не повторяя один способ удара два раза подряд. С 13 лет необходимо обязательно выполнить не менее одного удара головой, правим и левым бедром. На дополнение дается три попытки.

Удары по мячу на точность попадания выполняются с разбега любым способом по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м (подростки

11 -14 лет - с расстояния 11 м). Мячом надо попасть в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Выполняется по пять ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий.

Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняется с линии старта (30 м от линии штрафной площадки). Вести мяч, далее обвести «змейкой)» четыре стойки (первая стойка ставиться на линию штрафной площади, далее через каждые 2 м еще три стойки), и, не доходя до 11-метровой отметки, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае, если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Из трех попыток засчитывается лучший результат.

Бросок мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) выполняется по коридору шириной 3 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчигывается. Учитывается лучший результат их трех попыток.

Выполнение контрольных упражнений проводится в форме соревнований с обязательным фиксированием результатов в журнале или протоколе.

Контрольные игры и соревнования.

Соревнования проводятся согласно календарного плана спортивных мероприятий.

Инструкторская и судейская практика.

Инструкторские навыки учащимся начинают прививать с младшей юношеской группы. Инструкторская практика проводится не только в отведенное учебным планом время, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Задача инструкторской практики - научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой.

Список литературы Для учителя:

Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.М., Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. 1981.

Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М„ 1982.

Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978.

Чанади А. Футбол. Стратегия. М., 1981.

Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П. Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983.

Колодницкий Г.А., Кузнецов B.C., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.

Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - М.: Человек, 2010. -176 с.

Для учеников и их родителей:

Андреев С.Н. Мини - футбол. М. «Физкультура и спорт». 1978 г. 111 с. с ил.

Сучилин А.А. Футбол во дворе. М. «Физкультура и спорт», 1978 г.

Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. - М.: Физкультура и спорт. 1982, 2-ое исправленное и дополненное издание, - 207 е., ил. - (Азбука спорта).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!