СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности «по туризму» в 6-9-х классах на 2022 - 2023 учебный год

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«по туризму»

в 6-9-х классах

на 2022 - 2023 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель:

Дронова Алина Викторовна

 
 

 

 

 

 

 

Смоленск 2022 г.

Пояснительная записка

В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интел­лектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Ро­дины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важ­ные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обста­новка педагогически правильно организованного туристского похода способст­вует выявлению и развитию этих качеств. Поэтому учебная программа логично вытекает из самой сути туристско-краеведческой де­ятельности. Основной ее смысл заключается в том, что ребенок, научившись сам основам туризма, впоследствии помогает педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать опре­деляющей в выборе обучающимся своей будущей профессии.

Программа рассчи­тана на учащихся 6 – 9 классов и предусматривает приобретение ими основ­ных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на мест­ности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи; получение спортивных разрядов по туризму, турист­скому многоборью, спортивному ориентированию.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечени­ем наглядных материалов, использованием новейших методик. Воспитываются у обучающихся умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по органи­зации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешест­вий) с обучающимися, воспитанниками и», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Рос­сийской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников.

Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (класс, спортзал) и на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабаты­ваются в многодневных степенных и категорийных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих меро­приятиях.

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Уровень результатов – приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в трудовом творческом процессе.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

необходимые сведения о видах изученных народных промыслов,

Уметь

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила работы и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- работать с материалами изученных промыслов импровизировать;

работать в группе, в коллективе.

Участвовать в выставках творчества.

 

 

 

 

Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

Методика: “Личностный рост”.

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»

 

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение воспитанников основам туристско-краеведческой де­ятельности, спортивному и пешему туризму, и спортивному ориентированию.

Задачи программы:

  1. Совершенствование интел­лектуального, духовного и физического развития обучающихся;
  2. Формировать такие жизненно важ­ные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка;
  3. Прививать интерес к изучению родного края;
  4. Прививать обучающимся навыки самостоятельной деятельности.

Обучающиеся должны знать и уметь:

Должны знать:

  1. Основы туристской подготовки
  2. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий
  3. Топографию и ориентирование
  4. Краеведение
  5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

 

Должны уметь:

  1. Читать туристические и маршрутные карты
  2. Ориентироваться на местности по карте и компасу, а также по природным приметам
  3. Соблюдать правила личной и общественной гигиены во время туристских походов и экскурсий
  4. Уметь оказывать первую доврачебную помощь
  5. Уметь разводить костры и организовывать биваки
  6. Уметь преодолевать естественные препятствия: склоны, подъемы, заболоченные мест

Место предмета в учебном плане ОУ.

По учебному плану школы:

в год - 68 часов

- в неделю - 2 часа

уровень обучения – базовый

 

Общая характеристика учебного предмета.

Внеурочная деятельность на кружке «туризма» в 5-8 классах выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в среднем звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира.

 

Цели и задачи программы:

Цель программы - формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием. Главной задачей программы является достижение высоких результатов на республиканском уровне и участие сильнейших кружковцев во Всероссийских соревнованиях.

Также программа решает ряд образовательных и воспитательных задач:

  • Охрана окружающей среды;
  • Соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
  • Укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки, четкая организация врачебного контроля;
  • Повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
  • Совершенствование технической и тактической подготовки занимающихся;
  • Пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства активного отдыха;
  • Формирование представлений о межпредметных связях получение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, психология, экология;
  • Совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях и соревнованиях, в учебно-тренировачных лагерях и походах.

 

Содержание программ:

 

1. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и приклад­ных навыков. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Понятие о спортивном туризме.

Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отече­ство», основные направления движения.

1.2. Воспитательная роль туризма

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии лично­сти. Её роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подго­товке к предстоящей трудовой деятельности.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

1.3. Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного сна­ряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюк­заков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила разме­щения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних похо­дов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назна­чение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйст­венный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

 

1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность

привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: пла­нирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палат­ки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в па­латке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режу­щих предметов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

1.5. Подготовка к походу, путешествию

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение марш­рутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

1.6. Правила движения в походе, преодоление препятствий Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим

движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по до­рогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарни­ку, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отра­ботка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

1.7. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при переездах группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Ор­ганизация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотно­шения с местным населением.

Практические занятия

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация пере­правы по бревну с самостраховкой.

1.8. Туристские слеты и соревнования

Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, су­дейская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, усло­вия проведения. Выбор места проведения, размещения участников и су­дей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информа­ция. Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обес­печение. Охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необ­ходимого для проведения соревнования и оформления мест проведения.

Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Поня­тие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготов­ки участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры без­опасности при проведении туристских слетов и соревнований.

Практические занятия

Участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополни­тельного образования, района в качестве участников.

2. Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте

Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Поня­тие о генерализации.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (спе­циализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте.

Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты.

Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку уча­стка топографической карты.

2.2. Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площад­ные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснитель­ные цифровые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщен­ные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки вы­сот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической кар­те. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражне­ния на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

2.3. Ориентирование по горизонту, азимут

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополни­тельные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

Градусное значение основных и дополнительных направлений по сто­ронам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Практические занятия.

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомер­ную оценку азимутов. Упражнения

на инструментальное (транспорти­ром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азиму­тальных треугольников.

2.4. Компас, работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортив­ный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориен­тирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засе­чек компасом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: опреде­ление азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по ази­муту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).

2.5. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

2.6. Способы ориентирования

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: ли­нейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходи­мость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, об­ход препятствий, сохранение общего заданного направления, использо­вание солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос ме­стных жителей.

Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.

Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.

Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление аб­рисов отдельных участков.

2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае по­тери ориентировки

Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Опре­деление азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближен­ное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, воз­можность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличи­тельных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориенти­ры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленга­ции, источников света в ночное время.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация си­туации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстано­вления местонахождения.

3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее зна­чение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимаю­щихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных проце­дур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тре­нировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособ­ности человека и увеличения сопротивляемости организма к простуд­ным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиениче­ские основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и дос­тижения высоких спортивных результатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здо­ровье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия

Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

3.2. Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка ап­течки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Сос­тав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Пе­речень и назначение, показания и противопоказания к применению ле­карственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

3.3.Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травма­тизм. Заболевания в походе. Профилактиказаболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиеническихнавыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим то­ком. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пи­щевые отравления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промыва­ние желудка.

Практические занятия

Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).

3.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказыва­ющих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на ве­ревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

4. Общая и специальная физическая подготовка

4.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и сис­темы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодейст­вие. Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система - централь­ная и периферическая.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоро­вья, работоспособности.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

4.2. Общая физическая подготовка

Основная задача общей физической подготовки - развитие и совер­шенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения без­аварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повыше­нии функциональных возможностей организма, в разностороннем физи­ческом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и такти­кой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия чле­нов группы.

Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гим­настические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волей­бол. Плавание - освоение одного из способов.

4.3. Специальная физическая подготовка

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мас­терства туристов.

Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстро­ты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.

Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): посте­пенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия

Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие бы­строты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гиб­кости, на растягивание и расслабление мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план занятий

 

№ занятия

 

Тема

Часы

Дата проведения

теория

практ.

план

фактич.

 

Основы туристской подготовки

1

Организационные занятия

Туристские путешествия, история развития туризма

2

 

06.09.22

 

2

Общая физическая подготовка

Воспитательная роль туризма

1

1

13.09.22

 

3

Общая физическая подготовка

Личное и групповое туристское снаряжение

1

1

20.09.22

 
 

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «по туризму» в 6-9-х классах на 2022 - 2023 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«по туризму»

в 6-9-х классах

на 2022 - 2023 учебный год
















Составитель:

Дронова Алина Викторовна


















Смоленск 2022 г.

Пояснительная записка

В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интел­лектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Ро­дины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важ­ные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обста­новка педагогически правильно организованного туристского похода способст­вует выявлению и развитию этих качеств. Поэтому учебная программа логично вытекает из самой сути туристско-краеведческой де­ятельности. Основной ее смысл заключается в том, что ребенок, научившись сам основам туризма, впоследствии помогает педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать опре­деляющей в выборе обучающимся своей будущей профессии.

Программа рассчи­тана на учащихся 6 – 9 классов и предусматривает приобретение ими основ­ных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на мест­ности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи; получение спортивных разрядов по туризму, турист­скому многоборью, спортивному ориентированию.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечени­ем наглядных материалов, использованием новейших методик. Воспитываются у обучающихся умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по органи­зации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешест­вий) с обучающимися, воспитанниками и», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Рос­сийской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников.

Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (класс, спортзал) и на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабаты­ваются в многодневных степенных и категорийных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих меро­приятиях.



Основные требования к уровню подготовки учащихся

Уровень результатов – приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в трудовом творческом процессе.


- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

необходимые сведения о видах изученных народных промыслов,

Уметь

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила работы и дисциплину;


- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- работать с материалами изученных промыслов импровизировать;

работать в группе, в коллективе.

Участвовать в выставках творчества.










Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

Методика: “Личностный рост”.


Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»



Цель и задачи программы

Цель программы – обучение воспитанников основам туристско-краеведческой де­ятельности, спортивному и пешему туризму, и спортивному ориентированию.

Задачи программы:

  1. Совершенствование интел­лектуального, духовного и физического развития обучающихся;

  2. Формировать такие жизненно важ­ные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка;

  3. Прививать интерес к изучению родного края;

  4. Прививать обучающимся навыки самостоятельной деятельности.

Обучающиеся должны знать и уметь:

Должны знать:

  1. Основы туристской подготовки

  2. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

  3. Топографию и ориентирование

  4. Краеведение

  5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь


Должны уметь:

  1. Читать туристические и маршрутные карты

  2. Ориентироваться на местности по карте и компасу, а также по природным приметам

  3. Соблюдать правила личной и общественной гигиены во время туристских походов и экскурсий

  4. Уметь оказывать первую доврачебную помощь

  5. Уметь разводить костры и организовывать биваки

  6. Уметь преодолевать естественные препятствия: склоны, подъемы, заболоченные мест

Место предмета в учебном плане ОУ.

По учебному плану школы:

в год - 68 часов

- в неделю - 2 часа

уровень обучения – базовый


Общая характеристика учебного предмета.

Внеурочная деятельность на кружке «туризма» в 5-8 классах выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в среднем звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира.


Цели и задачи программы:

Цель программы - формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием. Главной задачей программы является достижение высоких результатов на республиканском уровне и участие сильнейших кружковцев во Всероссийских соревнованиях.

Также программа решает ряд образовательных и воспитательных задач:

  • Охрана окружающей среды;

  • Соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;

  • Укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки, четкая организация врачебного контроля;

  • Повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

  • Совершенствование технической и тактической подготовки занимающихся;

  • Пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства активного отдыха;

  • Формирование представлений о межпредметных связях получение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, психология, экология;

  • Совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях и соревнованиях, в учебно-тренировачных лагерях и походах.


Содержание программ:


1. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и приклад­ных навыков. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Понятие о спортивном туризме.

Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отече­ство», основные направления движения.

1.2. Воспитательная роль туризма

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии лично­сти. Её роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подго­товке к предстоящей трудовой деятельности.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

1.3. Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного сна­ряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюк­заков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила разме­щения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних похо­дов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назна­чение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйст­венный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.


1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность

привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: пла­нирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палат­ки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в па­латке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режу­щих предметов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

1.5. Подготовка к походу, путешествию

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение марш­рутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

1.6. Правила движения в походе, преодоление препятствий
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим

движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по до­рогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарни­ку, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отра­ботка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

1.7. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при переездах группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Ор­ганизация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотно­шения с местным населением.

Практические занятия

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация пере­правы по бревну с самостраховкой.

1.8. Туристские слеты и соревнования

Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, су­дейская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, усло­вия проведения. Выбор места проведения, размещения участников и су­дей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информа­ция. Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обес­печение. Охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необ­ходимого для проведения соревнования и оформления мест проведения.

Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Поня­тие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготов­ки участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры без­опасности при проведении туристских слетов и соревнований.

Практические занятия

Участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополни­тельного образования, района в качестве участников.

2. Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте

Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Поня­тие о генерализации.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (спе­циализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте.

Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты.

Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку уча­стка топографической карты.

2.2. Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площад­ные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснитель­ные цифровые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщен­ные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки вы­сот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической кар­те. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражне­ния на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

2.3. Ориентирование по горизонту, азимут

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополни­тельные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

Градусное значение основных и дополнительных направлений по сто­ронам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Практические занятия.

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомер­ную оценку азимутов. Упражнения

на инструментальное (транспорти­ром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азиму­тальных треугольников.

2.4. Компас, работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортив­ный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориен­тирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засе­чек компасом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: опреде­ление азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по ази­муту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).

2.5. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

2.6. Способы ориентирования

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: ли­нейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходи­мость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, об­ход препятствий, сохранение общего заданного направления, использо­вание солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос ме­стных жителей.

Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.

Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.

Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление аб­рисов отдельных участков.

2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае по­тери ориентировки

Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Опре­деление азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближен­ное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, воз­можность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличи­тельных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориенти­ры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленга­ции, источников света в ночное время.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация си­туации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстано­вления местонахождения.

3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее зна­чение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимаю­щихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных проце­дур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тре­нировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособ­ности человека и увеличения сопротивляемости организма к простуд­ным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиениче­ские основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и дос­тижения высоких спортивных результатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здо­ровье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия

Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

3.2. Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка ап­течки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Сос­тав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Пе­речень и назначение, показания и противопоказания к применению ле­карственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

3.3.Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травма­тизм. Заболевания в походе. Профилактиказаболеваний и травматизма.
Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиеническихнавыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим то­ком. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пи­щевые отравления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промыва­ние желудка.

Практические занятия

Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).

3.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказыва­ющих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на ве­ревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

4. Общая и специальная физическая подготовка

4.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и сис­темы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодейст­вие. Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система - централь­ная и периферическая.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоро­вья, работоспособности.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

4.2. Общая физическая подготовка

Основная задача общей физической подготовки - развитие и совер­шенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения без­аварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повыше­нии функциональных возможностей организма, в разностороннем физи­ческом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и такти­кой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия чле­нов группы.

Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гим­настические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волей­бол. Плавание - освоение одного из способов.

4.3. Специальная физическая подготовка

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мас­терства туристов.

Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстро­ты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.

Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): посте­пенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия

Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие бы­строты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гиб­кости, на растягивание и расслабление мышц.

















Учебно-тематический план занятий



№ занятия



Тема

Часы

Дата проведения

теория

практ.

план

фактич.


Основы туристской подготовки

1

Организационные занятия

Туристские путешествия, история развития туризма

2


06.09.22


2

Общая физическая подготовка

Воспитательная роль туризма

1

1

13.09.22


3

Общая физическая подготовка

Личное и групповое туристское снаряжение

1

1

20.09.22


4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

1

1

27.09.22




5

Подготовка к походу

Питание в туристском походе

Туристские должности в группе



1



1

04.10.22


6

Правила движения в походе. Преодоление препятствий

1

1

11.10.22


7

Общая физическая подготовка

Правила движения в походе. Преодоление препятствий

1

1

18.10.22


8

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

2


25.10.22



ВСЕГО ЧАСОВ:

10

6

16


9

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

Правила движения в походе. Преодоление препятствий



1



1

08.11.22


10

Общая физическая подготовка

Личное и групповое туристское снаряжение

1

1

15.11.22


11

Туристские должности в группе, Питание в туристском походе. Общая физическая подготовка

1

1

22.11.22


Топография и ориентирование

12

Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки.

2


29.11.22


13

Общая физическая подготовка

Ориентирование по горизонту, азимуту. Компас. Работа с компасом.



1



1

06.12.22


14

Измерение расстояний

Условные знаки. Способы ориентирования

2


13.12.22


15

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Специальная физическая подготовка.



1



1

20.12.22


Краеведение

16

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. Общая физическая подготовка

1

1

27.12.22



ВСЕГО ЧАСОВ:

10

6

16








17

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. Специальная физическая подготовка.



1



1

10.01.23


18

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры (экология). Общая физическая подготовка.



1



1

17.01.23


19

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.



2


24.01.23


Основы гигиены и первой доврачебной помощи

20

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Специальная физическая подготовка



1



1

31.01.23


21

Походная медицинская аптечка

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи

1

1

07.02.23


22

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи

Приёмы транспортировки пострадавшего

1

1

14.02.23


Общая и специальная физическая подготовка

23

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

Специальная физическая подготовка



1



1

21.02.23


24

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Специальная физическая подготовка



1



1

28.02.23


25

Специальная физическая подготовка

Изучение района путешествия

1

1

07.03.23


26

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры (экология)

Подготовка к походу, Путешествию



1



1

14.03.23


ВСЕГО ЧАСОВ:

11

9

20







27

Личное и групповое туристское снаряжение. Общая физическая подготовка.

1

1

21.03.23


28

Приёмы транспортировки пострадавшего. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги


2

04.04.23


29

Общая физическая подготовка

Ориентирование по горизонту, азимуту. Компас. Работа с компасом.




2

11.04.23


30

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Специальная физическая подготовка.




2

18.04.23


31

Общая физическая подготовка

Личное и групповое туристское снаряжение

1

1

25.04.23


32

Ориентирование на местности.


2

02.05.23


33

Туристическая полоса препятствий

1

1

16.05.23


34

Туристическая полоса препятствий. Общая физическая подготовка.


2

23.05.23


ВСЕГО ЧАСОВ:

3

13

16


ВСЕГО ЧАСОВ ЗА ГОД:

34

34

68






Ожидаемый результат:



Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.



Знания о физической культуре

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;

  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.



Способы двигательной (физкультурной) деятельности

  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Обучающиеся получать возможность научиться:

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

Физическое совершенствование

Обучающиеся научатся:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и координации);

  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.



Диагностический инструментарий

В результате освоения полного курса обучающийся должен:

Знать/понимать:

  • Об особенностях зарождения физической куль­туры;

  • Способы и особенности движений и пере­движений человека;

  • Терминологию разучиваемых упражнений и их воздействии на организм;

  • О физических качествах и общих правилах их тестирования;

  • Общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур;

  • Причинах травматизма на занятиях и правила предупреждения.



Уметь:

  • Организовывать и проводить самостоятельные занятия;

  • Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов. Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется перед занятиями.



Контрольно – оценочная деятельность



Деятельность обучающихся проверяется следующими способами:

    1. Контрольные испытания 2 раза в год по ОФП (ноябрь, апрель);

    2. Контрольные испытания 2 раза в год по СФП (ноябрь, апрель);

    3. Школьные, городские и республиканские соревнования в соответствии с планом спортивно – массовой работы школы и ГОРОО.

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей





Упражнение

Оценка

Возрастные группы (полное количество лет)

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

1

Бег 30 м с низкого старта

(скоростные способности)

5



4

3

5,6 и меньше

5,3 и меньше

5,0 и меньше

4,7 и меньше

4,4 и меньше

4,2 и меньше

5,7 – 6,1

5,4 – 5,8

5,1 – 5,5

4,8 – 5,2

4,5 – 4,9

4,3 – 4,7

6,2 – 6,6

5,9 – 6,3

5,6 – 6,0

5,3 – 5,7

5,0 – 5,4

4,8 – 5,2

2

Челночный бег

3 х 10 метров (координационные способности)

5



4

3

7,7 и меньше

7,5 и меньше

7,3 и меньше

7,0 и меньше

6,8 и меньше

6,6 и меньше

7,8 – 8,3

7,6 – 8,0

7,4 – 7,8

7,1 - 7,5

6,9 - 7.3

6,7 – 7,1

8,4 – 8,9

8,1 – 8,5

7,9 – 8,3

7,6 – 8,0

7,4 – 7,8

7,2 - -7,6

3

Прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности)

5



4

3

186 и больше

196 и больше

211 и больше

226 и больше

236 и больше

251 и больше

171 – 185

181- - 195

196 - 210

211 – 225

221 – 235

236 – 250

156 – 170

166 – 180

181 – 195

196 – 210

206 – 220

221 – 235

4

Подтягивание на перекладине из виса (количество раз, силовые способности)

5



4

3

11 и больше

13 и больше

15 и больше

18 и больше

21 и больше

25 и больше

8 – 10

9 – 12

11 – 14

13 – 17

15 – 20

18 – 24

5 – 7

5 – 8

7 – 10

8 – 12

9 – 14

11 – 17

5

5 –минутный бег (способность на выносливость, количество метров)

5



4



3


1281 и больше

1351 и больше

1421 и больше

1481 и больше

1561 и больше

1621 и больше

1171 – 1280

1231 – 1350

1301 – 1420

1341 – 1480

1411 – 1560

1471 – 1620

1081 – 1170

1101 – 1230

1141 – 1300

1201 – 1340

1261 - 1410

1321 – 1470




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!