11.10.2021 | № 23 | |
1. | Автор | Попова Елена Сергеевна |
2. | Должность | Учитель русского языка и литературы |
3. | Название материала | Конспект урока |
4. | Учебный предмет | Русский язык |
5. | Класс (возраст) | 5 |
6. | Тема урока | Суффиксы |
7. | Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
8. | Форма урока | Урок-лекция |
9. | Цель | Ввести понятие суффикса, как значимой части слова |
10. | Задачи | 1.Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове. 2.Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки. 3.Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. |
11. | Планируемые результаты | 1.Личностные: риентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. 2.Регулятивные: определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 3.Коммуникативные: правильное построение речевых высказываний. 4.Познавательные: общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать); находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса. |
12. | Оборудование | карточки для групповой работы; карточки для индивидуальной работы; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
Всего звуков? (42)
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
Сколько букв в алфавите? (33)
Сколько букв в алфавите, которые обозначают гл.? (10)
Орфографический практикум стр. 50
III. Формулирование темы и учебных целей урока
а) Наблюдение над ролью суффиксов.
- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.
Ёж (ежонок, ежата), волк (волчонок, волчата), медведь (медвежонок, медвежата)
-Как называются эти слова? (однокоренные)
- Назовите корень в словах.
- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)
- Может кто-то знает, как называется эта часть?
б) Формулирование учащимися темы урока
-Кто попробует сформулировать тему урока?
-Часть слова – суффикс.
в) Целеполагание.
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
- Какие задания хотели бы вы выполнить?
IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.
- Суффиксов в русском языке огромное количество.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них
-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.
-Запишите в два столбика. Выделите корень.
-А теперь выделите суффикс в этих словах.
-Объясните лексическое значение новых слов.
Цвет- цветник, цветок, цветные,
Лес- лесник, лесок, лесные,
-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)
2. Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом.
- Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе.
-Найди верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
- Так что же такое суффикс?
- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)
3. Чтение правила. Учебник с.50
Проверим себя - Сверимся с учебником.
- Совпали ли наши выводы с выводами учебника? О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение)
V. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.
Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки
2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.
Упражнение 106
VI. Физминутка.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
VII. Работа по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе.)
Задания 1. устно
1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.
- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)
- А с другой стороны….
2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.
Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)
- Какое значение придали словам суффиксы? ( уменьшительно - ласкательное).
Задания 2 . устно
1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный … запад, ветвь, дождь, , октябрь
К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод. (эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)
2)- Найдите в словах храбрость, мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)
- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)
Задания 3. письменно
1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .
- Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам?
( получились слова, обозначающие профессии)
2) Сам. работа упр. 107 «Как их зовут?»
Д. З упражнение 109, пар. 14
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
Страница 3 из 2