СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Тема: Готовимся к ЕГЭ. (Грамматико-стилистические ошибки.) Обособленные приложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Готовимся к ЕГЭ. (Грамматико-стилистические  ошибки.) Обособленные приложения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема: Готовимся к ЕГЭ. (Грамматико-стилистические ошибки.) Обособленные приложения.»

Урок №____ Дата__________

Тема: Готовимся к ЕГЭ. (Грамматико-стилистические ошибки.) Обособленные приложения.

Цели обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях; научить классифицировать речевые ошибки, уметь устранять их в тексте; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование: тесты (2 варианта).

Ход урока.

I. Контрольный словарный диктант.

Ветреный день, интеллект, утварь, в - одиннадцатых, каноэ, дребезжать, мундштук, бечевка, шествовать по шоссе, надындивидуальный, четырехъярусный, полнеба, ретушер, сентябрьский, январский, конъюнктура, ровесник, попотчевать, интриганский, пастбище, косьба, свадьба, доблестный, веснушчатый.

II. Проверка домашнего задания.

1. Взаимоопрос в парах по теме «Обособленные и необособленные определения».

2. Взаимопроверка домашнего упражнения 416.

III. Работа по теме урока.

— Проанализируйте предложения.

1. Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.

2. Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы.

3. В дальнем углу светилось желтое пятно - огонь квартиры Серафимы.

— Какие члены предложения называются приложениями?

— Дайте определение одиночных приложений.

— Какие выделительные знаки используются при обособлении приложений?

— Перечислите условия обособления приложений.

Задание: прочитать § 86, обобщить материал учебника в виде схем. Проверка составленных учащимися схем. (Для закрепления выполняется упражнение 422.)

Задание: анализ предложений — записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть приложения, указать значение приложений:

Горький назвал «На дне» пьесой-симфонией. Нам, беззаботным, счастливым, все-таки понятны беды героев «дна». Этот человек, известный всем музыкант и поэт, был дружен с Горьким. Ночлежники, как опустившиеся окончательно люди, не способны на борьбу за жизнь. Алкоголик Актер окончил жизнь самоубийством. Максима Горького как великого писателя широко и шумно чествовали после его возвращения с Капри. В интерьере ночлежки преобладают цвета мрачные, в том числе серый и черный.

IV. Дефис в приложении.

— Перечислите условия постановки дефиса при одиночных приложениях.

Дефис при одиночных приложениях ставится:

1) когда приложение выражено нарицательным именем существительным и присоединяется к определяемому слову, также выраженному нарицательным именем существительным (зима-волшебница, девочка-подросток),

2) если приложением является собственное имя, обозначающее географическое наименование и стоящее перед определяемым сливом, которое выступает для собственного имени существительного родовым (Ильмень-озеро, Эльбрус-гора, но: озеро Ильмень, гора Эльбрус),

3) после имени собственного, когда приложение и определяемое слово сливаются в одно интонационно-смысловое целое (Аника-воин, Дюма-сын, Бодров-старший).

Задание: указать предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены):

а) Дорога шла вдоль реки Цна.

б) Среди старых книг он нашел роман Спартак.

в) Ласточки звезды катятся вниз.

г) Первое условие для дружеского сближения искренность.


V. Знакомство с классификацией грамматико-стилистических ошибок.

Учитель предлагает учащимся познакомиться с классификацией грамматико-стилистических ошибок.

I. Фонетические ошибки (только в устной речи!).

1. Неверное смягчение согласных и отсутствие смягчения в необходимых случаях (Расскажи о своей жиз[ь]ни. Мой отец носит шин[э]ль. Мы были в муз[э]е. У вас хорошие пер[ь]спективы).

2. Неверное ударение (Семьдесят процентов доцентов носят документы в портфелях).

3. Сохранение диалектных черт (оканье, аканье, южное придыхательное Г, смягчение согласных в 3-м лице глагола).
II. Морфологические ошибки.

1. Ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, глаголов, местоимений (Граждане, свободных местов нет.
Чулков у нас нет, покупайте колготков. Мы хочем жить по-людскому. Ихние цели самые отвратительнейшие).

| 2. Ошибки, связанные с незнанием классифицирующих признаков слова (Она завесила окно тюлью. Я сломала ножницу. Целыми днями о них слышатся крики, брани).

3. Неправильное словообразование (Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии. Мне нравится его веселая остроумность).

III. Синтаксические ошибки.

1. Отсутствие согласования между членами предложения (Крестьянство пытались бороться против гнета помещиков. Андрей, Пьер и даже Петя Ростов идет сражаться с французами).

2. Нарушение глагольного управления, в том числе при ошибочном совмещении моделей управления однородными членами (Оплачивать за проезд нужно сразу за посадкой в автобус. Люди всегда мечтали и стремились к новой счастливой жизни).

3. Употребление полной формы прилагательного вместо краткой в составе сказуемого (Она была готовая согласиться, но что-то ее удержало. Отец всегда недовольный моим поведением).

4. Нарушение согласования времен (Когда мать узнала, что я курю, она падает в обморок. Когда Ниловна узнает, что сын читает запрещенную литературу, у нее появился страх за него).

5. Неправомерное установление однородности:

  • между родовым и видовым понятием (И сегодня мы любим и читаем стихи и произведения Маяковского. На столе стояли цветы и розы).

  • между разными частями речи (Книги помогают нам в учебе и вообще узнавать много нового);

  • между членом простого предложения и частью сложного (Шабашкин увидел в Дубровском человека горячего и что он мало знает толку в делах).

6. Нарушение правил употребления анафорических слов (Из окна падает свет и освещает туго заплетенные косички девочки и светлую кофточку, но она ничего не замечает).

7. Нарушение правил употребления деепричастий и деепричастных оборотов (Я была не одевшись и потому не вышла вас встречать. Надев кофту, мне стало тепло).

8. Нарушение правил употребления причастного оборота (Приехавший в деревню, Онегин поселился в доме покойного дяди).

9. Неоправданное дублирование подлежащего (Лопухов и Кирсанов, они типичные демократы-разночинцы).

10. Неправильный порядок слов (В основе драмы «Гроза» лежит с окружающим миром конфликт Катерины. На дачу переехал Обломов).

11. Чрезмерно сложная структура предложения (Павел стал уходить в город, в котором давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем чтобы помочь Павлу разобраться в тех вопросах жизни, которые его особенно интересовали).

12. Нарушение логико-грамматической связи между частями предложения (Татьяна не хочет следовать печальному примеру своей матери, которая в молодости была выдана замуж за нелюбимого человека, но затем ей понравилось быть полновластной хозяйкой усадьбы).
IV. Лексические ошибки.

1. Незнание значений слов и фразеологизмов (Началась гражданская интервенция. Онегин улучшил жизнь крестьянам тем, что заменил

ярем барщиной.)

2. Смешение паронимов (Зина поступила в подпольную организацию. Эти два течения органически сосуществовали в нашей литературе).

3. Нарушение лексической сочетаемости, в том числе в составе фразеологизмов (Летом и осенью 1941 года фашисты строили налеты на

Москву. Пусть это происшествие послужит тебе хорошей наукой).

4. Лексические анахронизмы (Печорин получил путевку на Кавказ. У бабушки Ненилы плохие жилищные условия).

5. Неснимаемая контекстом многозначность (Это предложение надо оставить. На собрании говорили о повышении качества продукции).

6 6. Несоответствие фразеологического сочетания контексту (Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены).
V. Бедность выразительных средств языка.

1. Необоснованные повторы.

2. Необоснованные повторы одного и того же корня (Он был трудягой, трудился от зари до зари. Надо начать работать, и это начинание будет началом новой жизни).

3. Необоснованные повторы одних и тех же аффиксов (Мечтательность, несобранность, леность Обломова мешали ему найти место в жизни. Кабаниха все время приставала к Катерине, придиралась к ней, приводила ей в пример себя).

4. Неоправданное повторение одних и тех же синтаксических конструкций (Штольц знал, что без посторонней помощи Обломов не сможет выбраться из трясины. Он сказал Ольге, что она должна присматривать за его другом).

5. Семантические повторы (Нашим войскам приходилось отступать назад. Горе пришло к нам в дом внезапно и неожиданно).

6. Употребление штампов (В своей комедии Грибоедов очень остро поставил целый ряд важнейших проблем того времени. Дикой категорически отказался помочь Кулигину).

7. Неоправданное использование чрезмерно упрощенных синтаксических конструкций и рубленых фраз (Чичиков познакомился со всеми главными чиновниками города. Помещики пригласили его в гости. Чичиков обрадовался этому. Потому что он хотел купить у них мертвые души).

VI. Злоупотребление выразительными средствами языка.

1. Нагромождение эпитетов или неоправданное их употребление. (И этот новый мир тиранит светлое, чистое, возвышенное начало
в Ларисе, причем его гнет, его насилие сильнее, чем прежде, так как скрыты под внешней изящной формой.)

2. Неоправданное употребление метафор, сравнений, фразеологизмов и иных образных средств. (Раскольников похож на картину: одна половина красная, другая - черная. Красная - это душа. Черная - это разум. Поэзия Владимира Высоцкого - это зеркало с живым лицом
и огромными глазищами, видящими мир субъективно.)

VII. Дисгармония используемых языковых средств.

Немотивированное употребление языковых средств, выходящих за рамки нейтрального стиля литературного языка (На Плюшкине было какое-то шмотье. Чичиков сумел всех объегорить. Достоевский лез из кожи вон, чтобы расплатиться с долгами).

VIII. Использование неблагозвучных сочетаний. В поэзии эти средства становятся активным выразительным средством (аллитерации и ассонансы).

1. Скопление гласных. (А у Андрея Болконского отношение к свету было совершенно иным. Писателя интересовала и эта особенность
человеческого мышления.)

2. Скопление шипящих. (Роман «Мать» - это замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее.)

3. Скопление одинаково звучащих частей слова (Молодогвардейцы много раз распространяли различные листовки).

VI. Работа в тетрадях.

Редактирование предложений: учащиеся записывают предложения, ставят звездочку над словом или словосочетанием с ошибкой, записывают исправленный вариант, в скобках указывают характер ошибок.

1. Врач решил это лекарство оставить. (Двоякое понимание смысла, причина — омонимия слова «оставить».}

1. В магазине мне свешали два килограмма сахара. (Смешение паронимов.)

3. Они впервые познакомились. (Плеоназм.)

4. Страны Евросоюза объединились воедино. (Тавтология.)

5. После кровопролитных боев копыта у крестоносцев были в крови. (Подмена понятия.)

6. Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы. (Смешение стилей.)

7. Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия. (Нанизывание падежей, использование речевых
штампов.)

VII. Закрепление.

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

  1. § 86.

  2. Упражнение 423.

  3. Подберите примеры использования речевых штампов в СМИ.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!