СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку Тема: "Обозначение ударного гласного буквой на письме".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Тема: "Обозначение ударного гласного буквой на письме".»




Конспект урока по русскому языку

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях













Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Проверьте всё необходимое для работы на уроке русского языка, учебник, тетрадь, письменные принадлежности

II. Актуализация знаний.

- Ребята, отгадайте загадки:

( Слайды)

У меня длинней иголки

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке.

Ветви – только на макушке. (Сосна)

Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «сосна»? Произнесите слово с ударением. Какой слог ударный? Как называется слог, на который ударение не ставится?


С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «липа»? Назовите ударный слог. Какой слог безударный?



Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «дуб»? Нужно ставить ударение? Почему?



Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Спит под горой. (Берёза)


Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «берёза»? Произнесём слово с ударением. Назовите ударный слог. Нужно ли обозначать ударение в данном слове? Почему? Какой слог безударный?

- К какой тематике можно отнести слова, которые вы видите на слайде?

- В каких словах можно допустить ошибку при написании безударной гласной?

Сосна, берёза. (Слайд)

В данных словах есть опасные места, опасные они потому, что некоторые гласные звуки мы произносим без ударения и можно допустить ошибку например вместо «о» написать «а», вместо «е» написать «и» ! На самом деле гласным звукам очень обидно, если их обозначают другой буквой! Также как и нам было бы обидно если бы нас называли чужим именем! Несмотря на то, что их часто путают, они очень дружные, поэтому давайте напишем красиво гласные буквы вместе, а какие именно буквы мы напишем слитно, скажите мне вы!


Отгадайте загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает

А станет светло

Спать летит в дупло.


- К нам на урок прилетела мудрая сова, которая очень любит русский язык и особенно, она любит делится своими знаниями, чтобы мы становились умнее и грамотнее! А какие гласные буквы есть в слове «Сова»?


Именно эти буквы мы с вами и подружим, записав их на одной строке! Прежде чем записать буквы, надо открыть тетради и записать сегодняшнее число, классная работа. Итак, с новой строки пропишем строчную букву «о» соединив её со строчной буквой «а». (Слайд)


III. Самоопределение к деятельности.

- О чём пойдёт речь на нашем занятии?

- Сегодня на уроке нам предстоит научиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.


Запишем с новой строки слово-отгадку и обозначим ударение. К доске пойдет Лобикова Полина. Как ты запишешь слово? С новой строки , с заглавной буквы. Произнеси слово с ударением. Сколько слогов? Какой ударный? Какой безударный? Поставь, пожалуйста ударение, простым карандашом (желтым мелом), садись.


А сейчас ребята, измените слово «сова», так чтобы оно обозначало несколько. (Совы)

Филипп, запиши на доске слово совы после тире, сколько слогов? Произнеси слово с ударением, поставь ударение , назови безударный слог. Молодец , садись. А теперь сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ. Одинаковые ли звуки в этих словах? Какой буквой обозначены эти звуки? Сделаем вывод, в ударном и безударном слогах у тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы!


Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давай-те же прочитаем, о чем они хотят нам рассказать!


Уважаемые ребята!

Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.

А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.

Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Физминутка А сейчас Сова приглашает нас к себе в гости, чтобы мы немного отдохнули, скажите пожалуйста а где живёт Сова? Закроем глазки и представим, что мы отправились в чудесный лес…. (Звуки леса) Ну вот нам пора возвращаться! Дорогие ребята, теперь наша задача не подвести сову и доказать, что мы получили письмо от гласных звуков и мы не будем обижать безударные звуки, а научимся делать их ударными!




IY. Работа по теме урока.

- Итак, выполним задание в электронном учебнике.

- Как можно проверить написание безударного гласного звука? Подобрать слово, в котором этот звук ударный. Как это можно сделать? Изменить слово.

- Продолжим работу в наших печатных учебниках, откройте , пожалуйста,

с. 63. Прочитайте пожалуйста вопрос, над которым мы сегодня работаем. Разберем упражнение 1. Прочитай. Скажи какую картину…..

Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Где начинается первое предложение? Как можно определить конец предложения? Запишите, пожалуйста, по центру строки «упр. 1». Прежде чем, записывать слово, мы должны с Вами произнести его с ударением и выяснить какой гласный безударный, для того чтобы выделить это опасное место и не допустить в нем ошибку нужно написать гласную букву зелёным цветом.

Если Вы затрудняетесь, это сделать самостоятельно, в учебнике на стр. 134 для вас есть памятка, которая вам всегда поможет, с ней вы подробно познакомитесь дома. А сейчас для того, чтобы нам сделать это задание вместе мы с вами запомним три простых шага.

1.Произнеси слово с ударением!

2.Ударный слог – ударный гласный.

3.Безударный слог – безударный гласный.

Продолжим работу по цепочке и к доске выходит …


Прочитайте, пожалуйста, послание совы в учебнике на с. 63!

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

Запомните это сообщение и выучите его дома.


Y. Закрепление.

- Давайте проверим, как вы разобрались в теме. Безударные гласные прислали нам игру «Яблочки» (упражнение из электронного учебника).

- Прочитайте правила игры.

- Возьмите карточку на которой нарисована корзина с яблоками и напишите на каждом яблоке , ту букву которая должна быть в словах от 1 до 12. Обратите внимание , что яблоки пронумерованы, первое слово – яблоко под номером 1. Первое слово коза – сорвём яблоко! Напишите на яблоке № 1 букву. Проверяем! … 2. Второе слово ….Проверяем!



YI. Рефлексия.

- Если Вы выполнили работу правильно, нарисуйте красное солнышко, если вы допустили ошибки, то нарисуйте синий мячик, если вы не справились с заданием нарисуйте зелёную улитку.

YII. Подведение итогов урока.

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

- Как можно проверить написание безударного гласного звука? Подобрать слово, в котором этот звук ударный. Как это можно сделать? Изменить слово.

- Молодцы, урок окончен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!