УРОК – КВЕСТ
Тип построения урока: деловая игра.
Комплекс результатов: оценка уровня развитости у учеников функциональной грамотности различных видов, развитие креативного мышления (преимущественно) и иных видов функциональной грамотности (в меньшей степени); проверка предметных и метапредметных знаний учеников; усвоение новых знаний.
Деятельность обучающихся:
1) Краткое описание: прохождение квест-заданий, каждое из которых, направлено на применение и развитие различных видов функциональной грамотности.
2) Тип деятельности: командная.
3) Формат деятельности: непосредственное взаимодействие с педагогом.
4) Количество занятий: 2 занятия (спаренное занятие).
Ролевые позиции:
1) Педагог: консультант, координатор, эксперт.
2) Обучающиеся: исполнители, генераторы идей.
Взаимодействие:
Ученики коммуникацируют друг с другом внутри команд посредством диалога с целью распределения ролей, нахождения общей точки зрения при нахождении ответа на полученные задания.
Ключевые функциональные элементы пространства:
1) Индивидуальные цифровые устройства (мобильные телефоны, планшеты) с доступом в Интернет – используются одним из членов команды для поиска информации.
2) Учебники русского языка – используются для обработки и анализа указанной ученикам информации и применения ее для выполнения последующих заданий.
3) Карточки с заданиями и пояснениями к заданиям.
4) Деление помещения (класса) на три зоны – зона деятельности команды №1, зона деятельности команды №2 и общая зона.
Оценивание:
Рефлексия – учащиеся самостоятельно приходят к выводу о том, знания из каких областей они использовали и, насколько удачно у них получилось применить эти знания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждёт необычный урок. Он будет проходить в форме квест-игры. Все знают, что это такое?
Ответы детей.
Слово учителя: «Хорошо, что вы знаете, что такое квест. Но, это не значит, что к уроку можно относиться несерьезно. Более того, лишь проявив всю серьезность и применив все имеющиеся у вас знания, вы сможете пройти игру до конца.
Играть вы будете в двух командах, но, при этом, соревноваться друг с другом вы не будете. Наоборот, играть вы будете ради одной цели. Сейчас мы находимся в вашем классе. Классе, которых тысячи, десятки, сотни тысяч в нашей стране.
Мне в голову пришла идея, что вы можете сделать ваш класс особенным. У меня с собой рамка для фотографий. Я предлагаю поместить в неё не фотографию, а миниатюрную картину, которую вы создадите сами. Данная картина в дальнейшем будет украшать ваш класс. Вы согласны?».
Ответы детей.
Слово учителя: «Я рад, что вы согласились, но просто нарисовать картину было бы не интересно, поэтому при её создании у вас будет ограничение. А какое это ограничение вы и должны будете узнать, пройдя все испытания.
Если каждой из команд удастся пройти все испытания, то обе команды получат по слову, из которых необходимо будет составить словосочетание. Получившееся словосочетание и «расскажет» вам о том, какое ограничение вы будете иметь при создании картины.
Для начала предлагаю вам самостоятельно разделиться на две команды, после чего, уже внутри команд решите, кто из вас будет выполнять следующие роли: поэт, художник и мудрец (формирование коммуникативных компетенций).
О том, какую роль будет выполнять мудрец, я расскажу вам уже после того, как вы поделитесь в своих командах.
Также необходимо придумать название своей команде (формирование креативного мышления). Только делайте это ответственно, ведь в дальнейшем оно будет иметь значение при выполнении одного из заданий».
Слово учителя: «Итак, после того как вы поделились на команды, я хочу вам пояснить несколько условий игры. Каждый из мудрецов в течении игры имеет право, используя любые источники информации, в том числе помощь кого-либо из знакомых и т.п., трижды найти подсказки для решения задач. В случае, если кто-то кроме мудреца из команды будет пользоваться источниками информации, либо если мудрец более трех раз воспользуется каким-либо видом помощи, то из слова, разгадываемого командой за каждое нарушение будет убираться по одной букве. То есть, при многократном нарушении правил, команда может не получить разгадываемое слово в целом, что осложнит задачу по нахождению искомого словосочетания.
Команды также имеют право обращаться за консультациями ко мне, но подсказок от меня не ждите, я могу вам помочь только тем, что укажу направление, в котором следует искать ответ либо дополнительно проконсультировать в правилах игры, если вы что-то забудете.
На этом подготовительная часть нашей квест-игры закончена, приступим к самой игре.
Задание 1.
Каждой из команд раздаются карточки с текстами различного содержания. Название текста отсутствует. Прочитав текст, каждая из команд должна выделить главную мысль текста и, на основании этого дать ему название. Задание считается выполненным при точном совпадением оригинального названия текста с названием, предложенным учащимися либо, если предложенное учениками название будет точно отражать основную мысль текста (формирование читательской грамотности).
После выполнения задания команда вправе получить от учителя второе задание и приступить к его выполнению (далее переход к последующим заданиям будет выполняться аналогично).
Задание 2.
Составить четверостишие, в котором обязательно использовать название текста, получившееся при выполнении задания №1 и название своей команды (формирование креативного мышления). Задание считается выполненным при условии использования указанных слов (словосочетаний) и при наличии в четверостишии не более чем 2-х ошибок (грамматических, пунктуационных, орфографических и т.д.). В противном случае задание отправляется на доработку командой.
Задание 3.
Найти в классе «письмо» со следующим заданием (для каждой команды письмо своё). В конверте находится по 3 задания, ответом на каждое из которых является цифра. Последовательная комбинация цифр из ответов (от 1 до 3) составляет искомое число – номер страницы учебника по русскому языку, информация на которой необходима для выполнения следующего задания.
Для команды №1 подсказкой, где находится письмо, является ответ на загадку: «Письмо находится в той стороне класса (при определении относительно сторон света), название которой является сложным именем прилагательным. Первая часть данного имени прилагательного называет нам полушарие, в котором живут птицы неуклюжие на суше, но очень ловкие в воде (ПИНГВИНЫ – ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ). Вторая часть искомого имени прилагательного взята из другого сложного имени прилагательного, которое называет полушарие, в котором во второй половине 19 века произошла война между севером и югом» (США – СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ). (Ответ: юго-западная) (формирование креативного мышления при определении сторон света в помещении) (могут быть следующие варианты при установлении сторон света: использование стандартного компаса (компас находится на доступном месте в классе, но учителем этот факт никак не оговаривается) либо компаса, установленного в виде приложения в телефоне у мудреца; попытаться вспомнить, где восходит солнце по утрам либо заходит по вечерам и т.д.)); (формирование логического мышления при выборе стороны света во второй части подсказки (необходимо выбрать «западное», так как не бывает юго-северной стороны света)) (ЮГО-ЗАПАДНАЯ).
Для команды №2, подсказкой, где находится конверт, является ответ на загадку: «Объект, который выполнен из материала, название которого является прилагательным-исключением. Внутри данного объекта хранятся предметы, в состав которых входит, как правило, также материал, из которого выполнен сам объект. Данные предметы внутри себя могут содержать текстовую и графическую информацию» (формирование логического мышления) (ОТВЕТ: КНИЖНЫЙ ШКАФ).
Задания из «конвертов»:
Конверт «ЮГО-ЗАПАДНАЯ»:
Количество основных стилей речи в русском языке необходимо разделить на количество косвенных падежей русского языка (формирование математической грамотности)(ОТВЕТ: 5 : 5 = 1).
Какой цифры не было в Древнем Риме? (формирование логического мышления, глобальной грамотности)(ОТВЕТ: цифры 0. Исходя из строения римских цифр, можно логически домыслить, что цифра 0 отсутствовала).
Последняя цифра загаданного числа является порядковым номером буквы, в слове, которое является ответом на загадку: «Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…» (формирование финансовой грамотности, читательской грамотности)(ОТВЕТ: 4 (залоГ).
Конверт «КНИЖНЫЙ ШКАФ»:
Из количества видов предложений по цели высказывания вычесть количество главных членов предложения (формирование математическая грамотность)(ОТВЕТ: 3 – 2 = 1).
Число, которому во многих столицах мира ставят памятники, считая километр, который именуется данным числом, началом всех дорог (формирование глобальной грамотности)(ОТВЕТ: 0 (нулевой километр)).
Последняя цифра загаданного числа представляет собой количество букв минус 1, в слове, которое является ответом на загадку:
«Стал владельцем, братцы, я -
Вот завода …» (формирование финансовой грамотность, читательской грамотность)(ОТВЕТ: 4 (АКЦИЯ (5) – 1)).
Задание 4.
Узнав номер страницы в учебнике, на котором находится тема нашего сегодняшнего урока, вам необходимо внимательно изучить её, выполнив после этого в своих тетрадях упражнение под номером 300. Задание считается выполненным при полном и верном выполнении упражнения. В случае наличия ошибок в выполненном упражнении, оно отправляется на доработку.
Задание 5.
Слово учителя: «Для решения предыдущего задания вы изучали тему «Употребление имен прилагательных в речи». Сейчас, используя полученные вами знания, вам необходимо составить краткое резюме на любого из участников команды, отразив в нем: ФИО, желаемую должность, и, самое главное, лучшие его личностные и профессиональные качества, используя при этом не менее 3-х имен прилагательных. Качества необходимо отразить не одним словом (умный, работоспособный и т.д.), а составив с каждым из выбранных прилагательных предложения, которые должны будут вместе образовать связный текст. После того как оба резюме будут составлены и оценены мной как зачтенное, я назову каждой из команд по слову, которые вместе дадут нам ответ на то, каким же условием ограничено создание нашей картины, которая будет украшать в дальнейшем ваш класс (формирование креативного мышления).
После составления резюме команды получают необходимые слова: ВАША и ФАНТАЗИЯ.
Задание 6.
Художники в паре выполняют картину, остальные участники команд имеют право предлагать художникам идеи для создания картин, но решающее слово всё равно остаётся за художниками (формирование креативного мышления). По окончании изготовления картины, та помещается в рамку и вывешивание в классе (ученики самостоятельно выбирают место и вывешивают).