СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:"Правописание имен существительных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:"Правописание имен существительных".»

Конспект урока № 35 в 10 классе по русскому языку от 15.01.2020 г.

Тема урока: Правописание имен существительных. Словарный диктант №1.

Цели:

  • изучение правописания имен существительных;

  • развивать общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни;

  • воспитывать чувство уважения к чужому мнению, доброжелательность и уважение друг к другу, самостоятельность, ответственность за результат.

Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки ВОЗ, тренажа, контрольные вопросы, тест, карточки с домашним заданием.

Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны:

Знать: правила написания суффиксов существительных, словарные слова.

Уметь: применять на практике полученные знания.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

1.Ориентация.

Организационный момент. Приветствие учителя.

Ребята, мы продолжаем тренироваться в умении правильно применять полученные знания на практике. Каждый из вас уже знает несколько орфограмм. Но на наших уроках мы учимся не только орфографическим правилам, но и умению говорить так, чтобы тебя поняли, объяснять, слушать с пониманием, задать вежливо вопрос, если что-то непонятно.



Приветствие учащихся.



Актуализация знаний.

Вопросы.

1. Над каким модулем мы работаем?

2. Какие орфограммы изучаем?

3. Какую цель поставим перед собой на урок?



«Имя существительное».


Перечисляют орфограммы.


Цель: изучить правила правописания имен существительных и научиться применять знания на практике.


Словарный диктант

2 (непроизносимые и сомнительные согласные)

Рекламное агентство, аспирантская ставка, безжалостный преступник, безучастный взгляд, безыскусный рассказ, бескорыстная помощь, беспристрастный судья, бессловесная тварь, бессовестный торгаш, бесстрастное повествование, бесчинствовать на улицах, блеснуть в воде, високосный год, впрыснуть лекарство, всечасно заявлять, гнилостный запах болот, декадентское направление, добросовестный помощник, должностное преступление, дощатый пол, закоснелый ретроград, захолустное место, злостный неплательщик, интеллигентский взгляд, кандидатский минимум, комендантский час, крупитчатый пирог, ландшафтный дизайн, милая наперсница, прийти в неистовство, объездчик путей, ударить в отместку, парламентский вестник, постные блюда, каллиграфический почерк, претендент на руку, создавать прецедент, редкостный мерзавец, участвовать в туристском походе, шествовать по площади, подавать яства, сводчатый потолок, сумасшедший ровесник, словесная перепалка.



2. Получение новых знаний и закрепление.

Работа по методике «Взаимообмен заданиями».

Продолжим работать по методике ВОЗ. Кто напомнит, как нужно работать по данной методике?



Каждый ученик выполняет задания своей карточки. Затем происходит взаимообмен.



Пары сменного состава.

Физкультминутка.



Рефлексия

Учащиеся записывают в тетрадь слова, в которых были допущены ошибки.

Индивидуально

Просмотр фрагмента мультфильма.

Ребята, чтобы легче усвоить правописание суффиксов существительных –ек, -ик посмотрим отрывок мультфильма.



Просматривают фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».





Выполнение теста.

Взаимопроверка.

Выполняют самостоятельно. Обмениваются тетрадями и проверяют.


В паре постоянного состава.


3. Завершение.

Рефлексия

Какую цель вы сформулировали в начале урока?

Удалось ли приблизиться к ней?

Что было для вас наиболее трудным, непонятным сегодня?

С каким типом заданий не справились? Почему?



Учащиеся анализируют, что получилось и что не получилось.

Пишут ответы на листочках.



Индивидуально.

Домашнее задание.

Учащиеся, получившие отметку «5» и «4», берут на дом карточку №1, остальные берут карточку под номером 2.


Индивидуально.




Карточки.

Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК-ЩИК.

1. Вставь пропущенную букву:

Алгоритм.

Выдели корень. Посмотри, оканчивается ли он на Д- Т, З-С.

А) Если оканчивается на Д-Т, З-С, пиши –ЧИК-

Б) если не Д-Т, З-С, пиши –ЩИК.

Объезд..ик, прокат..ик, груз..ик, разнос..ик, перебез..ик, съем..ик, обой..ик, смаз..ик, аппарат..ик, формов..ик, камен..ик.

2. Вставь пропущенную букву:

Буфет..ик, сортиров..ик, аппарат..ик, прессов..ик, бакен..ик, рассказ..ик, воз..ик, эксковатор..ик, формов..к, лет..ик.


Гласные в суффиксах–ЕК, -ИК существительных.

1. Е или И ? Вставь нужную букву.

Алгоритм.

  1. Поставь существительное в родительном падеже и посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе:

А) если гласный выпадает, то пиши в суффиксе Е.

Б) если не выпадает, то пиши в суффиксе И.

Сыноч..к, мяч..к, замоч..к, нос..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, василеч..к, ларч..к, мальч..к, пальч..к, подароч..к, ключ..к.

2. Е или И ? Вставь нужную букву.

Стол..к, зайч..к,чайнич..к, самоварч..к, ореш..к, кирпич..к, огонеч..к, дружоч..к, колобоч..к, кружоч..к, стульч..к.


Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

1. Вставь пропущенные буквы:

Алгоритм.

  1. Выдели суффикс. Поставь ударение.

А) если ударение на суффикс, то пиши после шипящей О.

Б) если нет, пиши после шипящей Е.

Снеж..к, горош..к, луж..к, руч..нка, зайч..нок, крош..чка, кош..чка, доч..нька, сыноч..к, внуч..к, пирож..к.

2. Вставь пропущенные буквы:

Пастуш..к, посош..к, червяч..к, душ..нка, рубаш..чка, подуш..чка, собач..нка, кусоч..к, бельч..нок, книж..нка.

ВОЗ-4. Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Алгоритм:

  1. Выдели окончание.

  2. Поставь ударение.

  3. Если окончание ударное, пиши О

  4. если окончание безударное, пиши Е

Врач.м, товарищ.м, малыш.м, задач.й, гараж.м, границ.й, кирпич.м, улиц.й, молодц.м, пальц.м

  1. Спиши, вставляя нужное окончание.

Камыш.м, полотенц.м, удальц.м, столиц.й, свеч.й, сердц.м, этаж.м, с поклаж.й, марш.м, зайц.м.

ВОЗ – 5. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Алгоритм.

Определи, к какому склонению относится слово.

    • если слово относится к 1 склонению, проверь его по окончанию слов стена, земля

    • если слово относится ко второму склонению, проверь его по окончанию слов слон, конь

    • если слово относится к 3 склонению, проверь его по окончанию слова степь

К свобод., на лошад., в дом., о мам., для передач., по правд., о честност., по совест., о дружб., о любв.

2. Спиши, вставляя нужную букву.

На стол., в тетрад., о молодёж., на окн., по земл., на рук., у подруг., в передач., на урок., в жизн.

ВОЗ – 6. Суффиксы имен существительных.

  1. Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов –тель, -ник, -ист, -чик :

Алгоритм.

Выпиши слово.

Выдели основу слова (основа – это часть слова без окончания). Например: писать – писа- основа слова

К основе добавь подходящий по смыслу суффикс мужского рода.

Например: писа + тель = писатель.

.Писать, выключать, водить, танк, двор, охрана, водопровод, вагон.

  1. Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов –тель, -ник, -ист, -чик.

Обогревать, связь, грабить, скот, помощь, пулемет.


Тренаж

Карточка 1


Врачом

Перцем

Малышом

Оконцем

Тучей


Карточка 2


Нет собаки

В клетке

На ватке

Без бумажки

Дам пичуге

Карточка 3


Объездчик

Прокатчик

Сортировщик

Рассказчик

Экскаваторщик

Карточка 4


Сыночек

Мячик

Замочек

Носик

Карандашик


Карточка 5


Снежок

горошек

лужок

ручонка

зайчонок


Карточка 6


Обогреватель

Связист

Грабитель

Скотник

Помощник


Контрольные вопросы.

  1. Какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонениям?

  2. Объясните правописание суффикса – чик (-щик)?

  3. Как определить когда писать Е , а когда И в падежных окончаниях существительных?

  4. В каком случае с суффиксе –ЕК, -ИК мы пишем Е и И?

  5. Что нужно сделать, если затрудняешься в выборе гласной при написании суффиксов после шипящих?

  6. Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки при написании окончаний существительных после шипящих и Ц?



Тест.

1. В каких существительных пишется суффикс –чик?

а) развед… б) налад… в) обман… г) разнос… д) точиль…

2. Отметьте слово, в котором пишется Е:

а) на собран… б) у речки… в) на опушк… г) к площад… д) на работ…

3. Выберите слово с буквой Е в суффиксе:

а) сыноч… к б) мяч…к в) замоч…к г) нос…к д) карандаш…к

4. Укажите варианты, где пишется О после шипящих в суффиксах существительных.

а) снеж…к б) горош… к в) зайч…нок г) кош…чка д) пирож…к

5. Выберите слова, в которых пишется гласная О после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

а) врач…м б) товарищ…м в) малыш…м г) задач…й д) гараж…м

6. Выберите правильный вариант

а) Обогреватель, связник, пулемётник, скотник, помощник

б) Обогреватель, связист, пулемётчик, скотник, помощник

в) Обогреватель, связник, пулемётист, скотник, помощник

Домашнее задание.

Стр.226 Упр.308 и 309