Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:
«Спряжение глаголов. Закрепление»
Цели:
обучающая: закрепить умение определять спряжение глаголов;
развивающая: развивать умение применять имеющиеся знания на практике;
воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, воспитывать внимательное отношение к употреблению слов в устной речи;
деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действий;
содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- систематизировать знания о способах определения спряжения глаголов;
- развивать умение осознанного употребления глаголов.
Метапредметные УУД:
Познавательные
- умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
- контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные
- учитывать разные мнения;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание.
Личностные
- формировать интерес к учению;
- развивать самостоятельность;
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (интересным, познавательным)
- Чтобы урок получился таким, мне необходима ваша помощь. Какими должны быть ученики? (активными, внимательными)
-Посмотрите на доску. Вы видите следующие высказывания:
Сделал дело - гуляй смело.
Делу время – потехе час.
И петух свой час знает.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
- Что объединяет эти высказывания? (они о времени, о работе)
-Понятно ли вам значение всех слов? (потеха – в толковом словаре Ожегова)
- Так давай те же, не теряя времени, приступим к делу. А к какому литературному жанру относится данные высказывания? (пословицы).
- Что такое пословица? ()
- Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (легенды, сказки, былины, небылицы, скороговорки, прибаутки, потешки, заклички и т.д.)
- В пословицах запечатлен жизненный опыт народа, сила его ума. Пусть и эти пословицы пополнят нашу копилку знаний.
2. Актуализация знаний.
- Запишите последнюю пословицу в тетрадь. Вспомним орфограммы, которые можно встретить в предложении. (Один человек к доске с комментированием).
- Какое задание можно выполнить с данным предложением? (Синтаксический разбор)
(Один человек с комментированием к доске).
Упустишь минуту – потеряешь час. (Повест, невоскл, распр, упустишь, потеряешь – грамм. основа, с однород. членами).
-Попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение (на обратной стороне доски).
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи будет сегодня разговор? (Действительно- глагол).
- Интересно, что слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь человека вообще. Так в толковом словаре Владимира Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный разговор, язык». Постепенно данное слово утратило свое старое значение.
- Скажите, что теперь оно обозначает? (правило)
3. Постановка учебной задачи (темы).
- Что надо знать, чтобы правильно писать окончания глаголов? (Спряжение)
- Что такое спряжение? (Изменение глагола по числам и лицам и система его личных окончаний)
- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)
- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)
- Где нам пригодятся эти знания? (Чтобы грамотно писать безударные окончания глаголов)
-Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение? (порядок определения спряжений)
- Сколько спряжений в русском языке? (1 и 2 спряжения)
- Какие личные окончания относятся к 1 спряжению? (на –е,ё, ут, ют). Ко второму спряжению?(на –и, ат, ят).
-Давайте составим алгоритм определения спряжения, расположив карточки в нужном порядке (на доске – на экране проверка).
1)Если окончание ударное, спряжение определить легко.
2)Если окончание безударное, образуй форму 3 лица мн.ч.
3) Поставь глагол в начальную форму, если личное окончание глагола в 3 лице мн.ч безударное.
4)Если в начальной форме глагол заканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол II спряжения.
5) Если в начальной форме глагол не оканчивается на –ИТЬ и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.
- Давайте вспомним глаголы-исключения (стихотворение).
Ко второму же спряженью
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая: брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на –е спрягать нельзя!
4. Закрепление знаний (типовая и конструктивная ситуации).
1)- Найдите глаголы в пословице. Определите спряжение в глаголах (упустишь – 2 спр., потеряешь – 1 спр.)
- Какие еще признаки глаголов вы помните? (спряжение, лицо, число, род, наклонение, время, вид). Подпишите их над глаголами (2л. Ед.ч., сов.в., буд.вр.)
2) Работа с учебником.
- Урок 50 упр. 4. Прочитайте задание. Выпишите глаголы из 1 абзаца, определите спряжение. Объясните выбор. Те глаголы, которые повторяются, списывать не надо. (один человек у доски).
Учится (2 спр.), состоит (2 спр.), встаёт (1 спр.), тратит (2 спр), чистит (2 спр), ходит (2 спр.), одевается (1 спр.), читает (1 спр.).
- Оцените работу…у доски (светофоры). Оцени свою работу у доски.
- (когда ученик сядет, делаю сама и говорю) Выделите личные окончания.
Физкультминутка.
Как живешь?
Как идешь?
А бежишь?
Ночью спишь?
Как плывешь?
Как берешь?
А даешь?
Как молчишь?
А грозишь?
Как сидишь?
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
1) Работа в парах.
-Следующее задание называется «Режим дня». Вы знаете, что правильный режим дня является одним из залогов крепкого здоровья. Особенно в вашем возрасте. Давайте попробуем составить свой режим дня.
- Работать будем в паре. Договоритесь и распределите глаголы в нужном порядке (указав номера) и вставьте пропущенные гласные в окончания.
Просыпаемся
Делаем зарядку
Умываемся
Одеваемся
Завтракаем
Идем в школу
Занимаемся в школе
Обедаем
Гуляем
Делаем домашнее задание
Отдыхаем
Ужинаем
Готовимся ко сну
- Самопроверка по эталону. (на экране)
- Глаголы какого спряжения преобладают? (1 спр., кроме готовить – 2 спр.)
- Поднимите руки те пары, которые не допустили ошибок.
6. Контроль знаний, коррекция.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
-У вас на столах карточки, выберите те, которые вы считаете вам по силам выполнить. Самопроверка по эталону. (на экране). Вложите ваши индивидуальные карточки в тетрадь.
1 вариант.
1) Отметь ряд, в котором все глаголы II спряжения.
- бежать, молчать, сверкать
- идти, жить, греметь
- дружить, лепить, верить
2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа
_____________________________________________________________________
2 вариант
Отметь ряд, в котором все глаголы I спряжения.
- убирать, дышать, встретить
- встречать, покрывать, слышать
- брить, стелить, улыбаться
2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа
_____________________________________________________________________
Дифф.задание (ОВЗ)
Определите спряжение глаголов из физкультминутки (сверху подписать).
Как живешь? Как идешь? А бежишь? Ночью спишь? Как плывешь? Как берешь?
А даешь? Как молчишь? А грозишь? Как сидишь?
7. Домашнее задание.
.
8. Рефлексия.
- Ответьте на мои вопросы. (Если да – зеленый светофор, нет – красный) (Самопроверка по эталону на экране)