Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока по русскому языку в 4 «В» классе на тему:
«Правописание сочетаний
жи – ши, ча – ща, чу – щу»
Выполнила учитель начальных классов,
учитель-олигофренопедагог
Макарова Лейсан
Рустемовна
Казань 2018
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Задачи:
Образовательные
Обобщить и закрепить знания, умения и навыки, применять на практике правила правописания гласных после шипящих.
Формировать умения осознанного восприятия составленных и прочитанных слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма.
Коррекционно – развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки при работе
Развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение сопоставлять, сравнивать.
Развивать зрительную память, мышление, устойчивое внимание, прививать усидчивость.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость.
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, раскраска «бусы»
Ход урока:
1.Организационный момент.(2 мин)
Слайд 1-2
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе, спинки ровно,
И к уроку все готово.
2. Сообщение темы и целей урока: (4 мин) Слайд 2
-Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: «Правописание сочетаний давайте вспомним каких: ЖИ _ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ».
Посмотрите на доску и давайте повторим.
Дети повторяют за мной: ЖИ _ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ
Сегодня у нас заключительный и обобщающий урок по этой теме. Мы вспомним и повторим все, о чем говорили и закрепим наши знания.
Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – сказка!(слайд с колобком на слайде)
Слайд 3
Бабка с дедом постарались,
И сегодня на урок,
Прикатился к нам румяный
Очень вкусный Колобок! (учитель спрашивает «Кто?», дети сами говорят слово «Колобок»)
Путешествовать с ним будем,
И заданья выполнять,
Чтобы целым, невредимым,
Он вернулся к нам опять.
4. Закрепление. (9 мин)
А наш Колобок спешит к своим друзьям в лесную школу.
Вспомним, кого в сказке встретил Колобок первым? Правильно, Зайчика. И вот какое задание дал Зайчик нашему Колобку.
Слайд 4
Заяц дал такое задание: нужно выйти к доске, прочитать слова, исправить ошибки и сказать правило.
Поможем Колобку? Тем более, что мы с вами знаем все правила.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь
А теперь давайте проверим.
Слайд 5
Жизнь, жИраф, щука, щАвель, чУдеса, чулок, ширина, машИна, чужой, тащу, щУпальца, чАйник, чайка, чашка, передачА, чулок, учУсь.
Молодцы, ребята! Помогли колобку справится с заданием!
Давайте с вами поработаем в тетради, но сначала нам нужно разогреть ваши пальчики. Возьмите в руки карандаши, зажмите карандаш и покрутите, теперь положите карандаш сверху одной ладони-покрутите, переложите на другую ладонь, покрутите. А теперь возьмем ручки, отступим 2 строчки, напишем число и классная работа. Перепишите первые пять слов.
5. Физкультминутка ( 5 мин)
Ох, устал Колобок решать такие сложные задания, смотрю и вы устали. Давайте отдохнем. Дружно встаем и повторяем за Хомой.
Слайд 6
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
Молодцы! Садимся!
6. Работа устно. (4 мин)
Колобок спешит дальше к своим друзьям.
Но тут из-за угла выскочил Серый Волк – зубами щелк.
Слайд 7
Что говорит Серый Волк? Прочитай, Адиля.
Адиля: Ага, Колобок, вот ты - то мне и нужен. Слышал я как ты Зайке помог, помоги пожалуйста и мне. Задал мне наш учитель Михайло Иванович отгадать загадки.
Учитель: Давайте поможем отгадать загадки. Я буду читать вам, а вы хорошо отгадывайте и говорите, какое правило спрятано в отгадке.
Подскажи словечко: Слайд 8-9
1. Не поедет без бензина
Наша быстрая …………(машина).
2. Стали звездочки кружится,
Стали на землю ложится,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а ……..(снежинки)
3. Захотели малыши
Поточить………(карандаши).
4. Наша Мурка спит и слышит
Как в углу скребутся ………(мыши).
5. Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась ………(щука).
6. Удивляется наш Саша:
- Блюдце есть, а где же …….(каша).
7. Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая ……….(туча).
8. Ты к обеду положи
Ложки, вилку и ……….(ножи).
9. Собирают ребятишки
В парке желуди и ………(шишки).
10. Я от досады чуть не плачу –
Не решается ……….(задача).
Молодцы ребята! Опять помогли Колобку. Покатился Колобок дальше.
7. Картиночное задание (слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, деление слов на слоги). (6 мин)
Слайд 10
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему идет грустный Ежик.
-Ежик, что случилось? Что не весел, низко голову повесил?
- Ох, Колобок, Колобок, я так спешил в школу, что упал и все слова у меня рассыпались и перепутались.
-Давай, Ежик мы поможем тебе их собрать.
Слайд 11
Дети выходят к доске, хлопая в ладоши, делят слово на слоги, говорят на какую букву падает ударение.
Чай-ник, ма-ши-на, пру-жи-ны, чу-че-ло, щу-ка. (Задание выполняется у доски по одному ученику, с постановкой ударения в словах и делением слов на слоги, устно).
Слайд 12
После этого дети записывают слова, указывая ударение.
-Молодцы ребята! И тут помогли колобку.
8. Дидактическое упражнение «Бусы». (4 мин)
Слайд 13
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса-всему лесу краса!
Колобок, Колобок давай с тобой поиграем.
-А сейчас настало время интересного задания. У каждого из вас на листах напечатана цепочка кругов, похожая на бусы. Вы будете раскрашивать бусинку синим цветом, если услышите слово с сочетанием ШИ или ЖИ, и красным, если услышите слово с сочетаниями ЧА-ЩА. Приготовились, начали.
Слова: жираф, чашка, кувшин, пища, жизнь, чаща
-Давайте проверим (сравнение с образцом, самооценка работ).
Слайд 14
-Молодцы!
9.Рефлексия (3 мин)
Слайд 15
-Наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание в дневник, давайте вспомним, о чем мы говорили. Какие задания вам понравились больше всего? Похлопайте, у кого хорошее настроение после урока.
Прозвенит сейчас звонок.
И домой к себе вернется
Наш ученый Колобок.
10. Итог урока. (2 мин)
Слайд 16
- Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Сдайте ваши дневники, я поставлю вам всем оценки за работу на уроке. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.