СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".»

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать определение деепричастного оборота, что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством), место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме; уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы деепричастиями и деепричастными оборотами; правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные : формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; стремление к речевому самосовершенствованию.

методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Доброе утро! У нас урок русского языка. Заканчивается последний месяц осени, впереди зима. Весь языковой материал сегодня будет посвящен теме зимы.

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 2

Устный ответ учащихся о деепричастии как части речи.

Задание: подготовить рассказ о деепричастии. Из данных карточек выбрать только те, которые относятся к деепричастию.

  1. Актуализация знаний. Слайд 3. Задание: спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:

Мы любим ру…кую зиму за зам…чательные д…ры пр…носимые ею.

Слайд 4.

Проверка и пояснение орфограмм.

Какое пунктуационное правило вам встретилось?

  1. Изучение новой темы.

  1. Слайд 5.

Разбор изучаемого пунктуационного правила проводится на основе предложения:

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

- Прочитайте выразительно.

- Укажите деепричастия в тексте. (Смеясь, качая) - От какого слова мы поставим к ним вопрос? (плачет)

- У какого из них есть при себе зависимые слова? ( Качая (что?) колыбель весны).

- Что по аналогии с причастным оборотом мы будем называть деепричастным оборотом? - Как вы думаете, нужны ли в этом предложении знаки препинания?

2) - Определим тему нашего урока и запишем её.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

3) Слайд 6

Учитель: на письме не выделяется деепричастный оборот, который является фразеологизмом. Пример: «И день и ночь по снеговой пустыне// Спешу к вам голову сломя» (А.С.Грибоедов).

  1. Обратимся к учебнику на с. 78 (теоретические сведения) и 79 (правила для заучивания).

- Как можно сформулировать одно правило из этих двух?

- Чему вы должны научиться при изучении темы?

- Представим ваши предположения в виде плана.

Записывает план на доске:

- находить слова, зависимые от деепричастия

- выделять деепричастные обороты

- ставить знаки препинания

- Каким образом вы можете достичь этих целей?

5. Первичное закрепление. Задание: продолжите предложения, запишите их, выделяя на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, прочитайте выразительно. Назовите автора.

Слайд 7.

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит. (А.С. Пушкин)

Слайд 8.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя. (А.С. Пушкин)

Слайд 9.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь,

И снегом пушистым

Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

  1. Самостоятельная работа: конструиро вание предложений с деепричастными оборотами.

Слайд 10. Задание: замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с деепричастными оборотами, подчеркните деепричастные обороты как члены предложения, расставьте знаки препинания.

В спящем зимнем лесу чуткое ухо улавливает живые звуки. Вот где-то застучал и перелетел с дерева на дерево пёстрый дятел. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку роняет на снег тёмные лёгкие шелушинки. С весёлым свистом качаются на шишках перелетают с ели на ель стайки красногрудых клестов.

  1. Речевые нормы употребления деепричастных оборотов.

Слайды 11-12

Вспомните: основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.

Разбор речевых ошибок на примере предложений.

  1. «Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк». Кто подъезжал к лесу? Волк? Верно будет построить предложение так: «Подъезжая к лесу, я увидел волка».

  2. Какая ошибка в предложении: «Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну»? Связь слов «в своей кровати» относится к деепричастному обороту. «Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну».

  3. В чем ошибка в предложении: «Войдя в автобус, неожиданно пошел снег»? Разве снег заходит в автобус? Верно сказать будет: «Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег».

  1. Включение в систему знаний, повторение.

Слайд 13. Мини-тест.

Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения. Метод проверки: взаимоконтроль.

  1. Приехав в деревню…

а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.

2. Возвращаясь домой…

а) я попал под снегопад; б) начался снег.

3. Выйдя на улицу…

а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.

Ответ: 1б); 2 а); 3 б).

  1. Речевое упражнение.

Слайд 14.

Задание: составьте 5 предложений (по картине И.Попова «Первый снег»), включив в них деепричастия и деепричастные обороты.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Выставление отметок.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Где можно применить новые знания?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

11. Домашнее задание: с.78-79, теоретические сведения, разноуровневое: углубленный уровень: с. 79, упр. 190; базовый уровень: с. 79, упр. 189.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!