СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Составное именное сказуемое».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Цели урока:

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Составное именное сказуемое».»


ООО «ИНФОУРОК»





План-конспект урока

по русскому языку

в 8 классе МБОУ Далисичской СОШ

на тему «Составное именное сказуемое».













Разработал: Киселёва С.В.

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»


Проверил: Мицук Е.Н.







2020

Тема урока: Составное именное сказуемое.


Дата проведения:23.10.20

Тип урока: урок изучения нового материала



Цели урока:

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;

  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;

  • формировать культурную компетентность.

Задачи урока:

1. Развивающие:

  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;

  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);

  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;

  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, любви к родному слову.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

- Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

II. Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое».

-Ребята, какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными?( ответы детей).(5 минут)

-Молодцы.

- Ребята, это правило вы должны запомнить, потому что на региональном экзамене будет вопрос под номером А4: Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам.

2) За ночь намело сугробы выше окон.

3) Ее зонтик был расшит цветными узорами.

4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.


III. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2


- Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

-Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Перед этим запишите сегодняшнее число и классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

(выполняют 2 минуты).

IV. Взаимопроверка.


- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута)

- Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4.Значение слов.

- Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5.

-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. (2 минуты)

- О чем это стихотворение? (о любви к Родине) -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.

- Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?

1 предл. – люблю / ПГС

2 предл. – разгадать не могу / СГС

3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?(3 минуты)

V. Определение темы урока. Слайд 6

- Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.Запишите в тетради.

VI. Целеполагание.

- Какую цель ставим к нашему уроку?

• познакомиться с составным именным сказуемым;

• знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.(2 минуты).

VII. Объяснение новой темы.

- Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 6.

- Теперь выясним, какими словами может выражаться вспомогательный глагол:

1. Молодой человек весёлый. – на доске записано.

- Найдите сказуемое. Глагол быть в наст. времени отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Попробуйте сказать в прошедшем и в будущем времени.

2. глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой.

3. глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая.

VIII. Физминутка. (1 минута)

Продолжение изучения темы.

- А чем выражается именная часть? Слайд 7

  1. Это был трудный путь.

  2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

  3. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.

  4. Туфли мне впору.

  5. Правда светлее солнца.

  6. Да ты кто?

  7. На таком заводе два инженера – капля в море.

- Выпишите основы предложений и определите, чем выражены именные части. Работаем в паре.

- Самопроверка. Слайд 8

- Молодцы, ребята. Капля в море что вы скажете об этом сочетании? ( правильно, это фразеологизм)

- Как вы понимаете выражение капля в море? ( мало).

-Какие фразеологизмы синонимы можете подобрать? (кот наплакал; по пальцам (можно) пересчитать; раз-два (да) и обчелся; с гулькин нос)

- Какие фразеологизмы антонимы? (хоть отбавляй; хоть пруд пруди)

Выводы: Чтение правила по учебнику стр. 64.

IX. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа.

- Ребята, задания на карточках взяты из произведений, которые вы изучили на уроках литературы.

Работа по карточке. Разноуровневые задания.

1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)


* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.


** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.


Определить вид сказуемого.


*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.


2. Проверка задания. (2 минуты)

3. А теперь мы поиграем в игру “Третий лишний”. (слайды 15, 16, 17, 18) (5 минут)

Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).

Давайте выделим грамматическую основу в 1 предложении – помогает сохранить слайд 11

Во 2-ом – начинают собираться.

В 3-м – хороши.

Значит третий лишний какой? (В)

4. Выполнение упражнения по учебнику (резерв)

X. Рефлексия. А теперь сделаем итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. ( ответы детей) (5 минут)

-Какую оценку ставите себе за урок?


Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 




X. Оценивание учителем.

XI. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:


Я часто брёл по бездорожью,

Но если, чистое тая,

Хранил в ладонях искру божью,

То это – Родина моя.

На свете всё небесконечно –

От океана до ручья,

Но если что - то в мире вечно –

То это – Родина моя.

Меня не станет, солнце встанет,

И будут люди и земля,

И если кто меня вспомянет,

То это – Родина моя.

- Да, Родина тебя никогда не забудет, главное и тебе не забывать о своей родине.


Дома параграф 13 выучить, работа по карточке и упражнение 91, 92 на стр.60 .




Оценочный лист учителя

№ п/п

Виды деятельности учащихся

Оценки учеников


(комментарии)





1.

Умение находить основу предложения

 

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

 

3.

Определение формы сказуемого

 

 

 

 

4.

Знание частей речи

 

 

 

 

5.

Умение делать вывод.

 

 

 

 








1 задание. Но люблю тебя Родина кроткая ()

А (за) что – разг__дать (не) м__гу.

В__села тв__я рад__сть к__роткая

(С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу.

С.А. Есенин

2 задание.

Работа по карточке.

1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)


* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.


** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.


Определить вид сказуемого.


*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.



Домашнее задание.

Я часто брёл по безд__рож__ю2,

Но если, чистое тая3,

Хр__нил в ладонях искру бож__ю,

То это – Родина моя5.

На свете всё (не)бе(с,з)коне__но –

От ок__ана до руч__я,

Но если что (то) в мир__ веч__но3,

То это – Родина м__я.

Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,

И будут люди и з__мля,

И если кто меня вспомян__т,

То это – Родина м__я.

Е.Евтушенко







Оценить свою работу поможет вам оценочный лист

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 









САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

 

Данный  урок  русскому языку  является уроком №6  в системе уроков по разделу «Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Тема урока: «Составное именное сказуемое»

Цель урока: познакомить детей с составным именным сказуемым;


В данном классе я поставила следующие задачи:

1. Развивающие:

уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;

развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);

расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;

специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

воспитание патриотизма, любви к родному слову.

Это урок изучения нового материала.

При проведении урока я использовала личностно ориентированный подход в обучении. Чтобы добиться цели урока, я подобрала содержание урока: примеры, вопросы, задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался   интересным для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная работа учащихся.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации.

Темп урока  динамичный.

Распределение времени было рациональное.

Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно

Результаты урока совпадают с целью урока.


Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступность и  поэтому не вызовет затруднения у учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!