Раздел | | Слайды | Время |
Вводная часть урока |
1. Организационный момент | П: - Откройте тетради и запишите число и классную работу. | | 1 мин. |
Создание проблемной ситуации, формулирование темы, целей и задач урока | П: - Сегодня мы вспомним те предложения, о которых говорили на предыдущих уроках. Предложения, в которых есть «изюминка», отличающая их от множества других. Помните притчу о двух римлянах? Они поспорили, кто из них скажет самое короткое предложение. Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил «Поезжай». Как вы охарактеризуете такие предложения? У: - Это односоставные определенно-личные предложения. П: - А к какой группе вы отнесете предложение? Берегите друг друга, Добротой согревайте… У: - Это односоставное определенно-личное предложение с обобщенным значением (поэтическая речь). П: - А это? Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести. (В.Шефнер) У: - Это односоставное, безличное. П: - Какие предложения мы изучали на предыдущих уроках? У: -Односоставные предложения. П: - Верно. Мы изучили тему «Односоставные предложения». Чем, думаете, будем заниматься сегодня? Сформулируйте цель урока? У: - Обобщать изученный материал. П: - Правильно, сегодня мы повторим, обобщим и систематизируем изученный материал по теме «Односоставные предложения». Запишите тему урока Тема «Односоставные предложения (обобщение и систематизация изученного материала). П: -Сформулируйте вторую цель и задачи урока. У: - Подготовиться к проверочной работе. Повторить, какие предложения относятся к двусоставным, какие к односоставным. Закрепить умение определять виды односоставных предложений. | Слайд 1 Слайд 2 | 3 мин. |
Основная часть урока |
2.1. Словарная работа | П: - Начнем урок со знакомства с новым словом. Инцидент П:- Как вы думаете, что обозначает это слово? Каково его лексическое значение? У: - Происшествие, недоразумение, столкновение. Толковый словарь С.И. Ожегова: «Инцидент, м.р. Происшествие, обычно неприятного характера. Недоразумение. Столкновение. П: - Придумайте и запишите предложение с этим словом, подчеркните грамматическую основу: 1 вар. Двусоставное 2 вар. Односоставное. У: Инцидент – это происшествие, обычно неприятного характера. У: Во время инцидента в Ираке было взорвано несколько полицейских участков. П: - Объясните знаки препинания в 1-ом предложении. Определите тип односоставного 2 предложения. (Безличное) | Слайд 3 | 5 мин. |
2.2. Повторение давно изученного материала, подготовка к ВПР | Индивидуальная работа по карточкам у доски (2 чел.) Индивидуальная работа с карточкой и перфокартой на месте (2 чел.) Работа с классом: объяснительный диктант «По следам ошибок» Задание: записать слова, назвать части речи, объяснить орфограммы (работаем «по цепочке») Некрашеный забор, решенный пример, статья не прочитана, взволнованный встречей, не законченное собрание, а только начатое, негодующий возглас, человек, не принадлежащий к интеллигенции, не готовьтесь, далеко не весело, не о чем беспокоиться. Проверка ответов учеников у доски Карточка 1 Списать слова, расставить ударение. Жалюзи, предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, гренки, мастерски, маркетинг. Карточка 2 Списать предложение, сделать его синтаксическийразбор. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз. (М. Лермонтов). (Жнива – это спаленная в поле солома, оставшаяся после жатвы) (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, односоставное, определенно-личное (о-л), с однородными прямыми дополнениями.) (Работу по карточкам 3 и 4 выполняют самостоятельно и сдают). | | 5 мин. |
2.3. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация материала по теме (2.3.1. Прием «Мозговая атака» 2.3.2. Работа с кластером) | П: - Обобщим и систематизируем материал по теме урока Фронтальный опрос (прием «Мозговая атака») П: - На какие 2 группы делятся предложения по наличию главных членов? У: - Односоставные и двусоставные - Какие предложения называются двусоставными? - Какие предложения называются односоставными? - Назовите группы односоставных предложений: с одним главным членом подлежащим (назывные) с одним главным членом сказуемым (о-л, н-л, безличные, с обобщенным-значением). Как определить тип односоставного предложения? У: - Сказуемое в о-л предложениях может быть выражено формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения или 2 лица повелительного наклонения (я, мы, ты, вы); н-л – сказуемое имеет форму прошедшего времени множественного числа, а также форму 3 лица множественного числа (они); безличное – нет и не может быть подлежащего; назывное – только одно подлежащее. Работа с кластером П:- Посмотрите на слайд, дополните кластер. | Слайд 4 | 3 мин. мин. |
2.3.3. Физминутка | | Слайд 5 (видеофайл) | мин. |
2.3.4. Работа в парах | П: -Запишем несколько предложений, определим их тип и вид Мне не спалось. Я подошел к окну. Люблю смотреть на ночную улицу. Зима. На улице морозно. Кругом тишина, только в соседнем доме веселятся. П: -Проверим работу. | | 5 мин. |
2.3.5. Работа с сигнальными карточками | П: -Поработаем с сигнальными карточками Синяя (о-л): | Сижу за столом у открытого окна. | Люблю конфеты. | Желтая (н-л) | Ведут ко мне коня. | В доме шумят | Зеленая (безл.) | Стемнело. | Хочется спать. | Белая (назывные) | Тишина. | Январь. | | Слайд 6 | 1 мин. |
2.3.6. Работа со слайдом презентации | П: - Охарактеризуйте предложения? Цыплят по осени считают (н-л с обобщенным значением) Бездонную бочку водой не наполнишь (о-л с обобщенным значением) Любишь кататься – люби и саночки возить (о-л с обобщенным значением) По одежке встречают – по уму провожают (н-л с обобщенным значением) | Слайд 7 | 1 мин. |
2.3.7. Проверочная работа с взаимопроверкой | Задание: не списывать, указать только номер. Вид предложения (одн.,двус.) и тип односоставного предложения № | Предложения | Тип предложения | 1 | Меня пригласили прогуляться. | одн., н-л | 2 | День. | одн., наз. | 3 | Тишина. | одн., наз. | 4 | Идем по дороге. | одн., о-л | 5 | Холодно. | одн., безл. | 6 | Дышим полной грудью. | одн., о-л | 7 | Настроение прекрасное. | двус. | 8 | Хочется петь. | одн., безл. | 9 | Слезами горю не поможешь. | одн., о-л., с обобщ. знач. | 10 | Слышна музыка. | двус. | 11 | Радуюсь прогулке, природе, жизни. | одн., о-л | | Слайды 8-9 | 6 мин. |
2.3.8. Дифференцированная работа (творческая работа в занимательной форме или практическая работа с текстом) | Дифференцированная работа «сильным» - творческая работа в занимательной форме «Ромашка», «слабым» - практическая работа Творческая работа: задание: написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений (темы: «День», «Ночь», «Утро», «Вечер» и т.д. (см. Приложение) (Загибают лепесток у ромашки, смотрят номер задания, пишут сочинение-миниатюру). Практическая работа: задания: - расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы; - указать вид односоставного предложения. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь к ужину мимо садового вала… Темнеет… Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. (И.Бунин) | Слайд 10 | 7 мин. |
3. Заключительная часть урока |
3.1.Итоги урока. Рефлексия | Рефлексия П: - Подведем итоги урока. Чем мы сегодня занимались? Можете объяснить эту тему другому ученику? Что вызвало затруднение? - Какие предложения называются двусоставными? - Какие предложения называются односоставными? - Назовите группы односоставных предложений. - Как определить тип односоставного предложения? | Слайды 11-12 | 2 мин. |
3.2. Оценки за урок | | | 1 мин. |
3.3. Домашнее задание | 1). Готовимся к контрольной работе. Повторяем параграфы 180-185. 2). Задание по выбору: 1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему. Включить в него как можно больше односоставных предложений, определить у них тип. 2. Выписать из газет, журналов, художественной литературы 10-12 односоставных предложений, указать их тип. 3. Упражнение №246 | Слайд 13 | 2 мин. |
В степи ночующий обоз. (М. Лермонтов)
№1 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «День»
№2 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Ночь»
№3 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Утро»
№4 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Вечер»
№5 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Зима»
№6 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Осень»
№7 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Весна»
№8 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Лето»
№9 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Дорога»
№10 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Поход»
№11 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Тема «В лесу»
№12 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Тема «В школе»
- расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы;
- указать типы односоставного предложения.