СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Систематизация и обобщение изученного материала по теме "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока будет полезна учителям русского языка, работающим в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Систематизация и обобщение изученного материала по теме "Односоставные предложения"»

Конспект урока

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные предложения»



Раздел


Слайды

Время


  1. Вводная часть урока


1. Организационный момент


П: - Откройте тетради и запишите число и классную работу.



1 мин.

Создание проблемной ситуации, формулирование темы, целей и задач урока

П: - Сегодня мы вспомним те предложения, о которых говорили на предыдущих уроках. Предложения, в которых есть «изюминка», отличающая их от множества других. Помните притчу о двух римлянах? Они поспорили, кто из них скажет самое короткое предложение. Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил «Поезжай». Как вы охарактеризуете такие предложения?

У: - Это односоставные определенно-личные предложения.


П: - А к какой группе вы отнесете предложение?

Берегите друг друга,

Добротой согревайте…

У: - Это односоставное определенно-личное предложение с обобщенным значением (поэтическая речь).


П: - А это?

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести. (В.Шефнер)

У: - Это односоставное, безличное.


П: - Какие предложения мы изучали на предыдущих уроках?

У: -Односоставные предложения.


П: - Верно. Мы изучили тему «Односоставные предложения». Чем, думаете, будем заниматься сегодня? Сформулируйте цель урока?

У: - Обобщать изученный материал.


П: - Правильно, сегодня мы повторим, обобщим и систематизируем изученный материал по теме «Односоставные предложения». Запишите тему урока

Тема «Односоставные предложения (обобщение и систематизация изученного материала).


П: -Сформулируйте вторую цель и задачи урока.

У: - Подготовиться к проверочной работе.

  1. Повторить, какие предложения относятся к двусоставным, какие к односоставным.

  2. Закрепить умение определять виды односоставных предложений.






























Слайд 1










Слайд 2


3 мин.


  1. Основная часть урока


2.1. Словарная работа


П: - Начнем урок со знакомства с новым словом.

Инцидент

П:- Как вы думаете, что обозначает это слово? Каково его лексическое значение?

У: - Происшествие, недоразумение, столкновение.

Толковый словарь С.И. Ожегова: «Инцидент, м.р.

  1. Происшествие, обычно неприятного характера.

  2. Недоразумение.

  3. Столкновение.



П: - Придумайте и запишите предложение с этим словом, подчеркните грамматическую основу:

1 вар. Двусоставное

2 вар. Односоставное.

  1. У: Инцидент – это происшествие, обычно неприятного характера.

  2. У: Во время инцидента в Ираке было взорвано несколько полицейских участков.


П: - Объясните знаки препинания в 1-ом предложении.

Определите тип односоставного 2 предложения. (Безличное)

Слайд 3


5 мин.

2.2. Повторение давно изученного материала, подготовка к ВПР


  1. Индивидуальная работа по карточкам у доски (2 чел.)

  2. Индивидуальная работа с карточкой и перфокартой на месте (2 чел.)

  3. Работа с классом: объяснительный диктант «По следам ошибок»

Задание: записать слова, назвать части речи, объяснить орфограммы (работаем «по цепочке»)

Некрашеный забор, решенный пример, статья не прочитана, взволнованный встречей, не законченное собрание, а только начатое, негодующий возглас, человек, не принадлежащий к интеллигенции, не готовьтесь, далеко не весело, не о чем беспокоиться.


  1. Проверка ответов учеников у доски

Карточка 1

Списать слова, расставить ударение.

Жалюзи, предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, гренки, мастерски, маркетинг.

Карточка 2

Списать предложение, сделать его синтаксическийразбор.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз. (М. Лермонтов).

(Жнива – это спаленная в поле солома, оставшаяся после жатвы)

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое,


распространенное, односоставное, определенно-личное (о-л), с однородными прямыми дополнениями.)


(Работу по карточкам 3 и 4 выполняют самостоятельно и сдают).



5 мин.

2.3. Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация материала по теме

(2.3.1. Прием «Мозговая атака»

2.3.2. Работа с кластером)


П: - Обобщим и систематизируем материал по теме урока


Фронтальный опрос (прием «Мозговая атака»)


П: - На какие 2 группы делятся предложения по наличию главных членов?

У: - Односоставные и двусоставные

- Какие предложения называются двусоставными?

- Какие предложения называются односоставными?

- Назовите группы односоставных предложений:

  • с одним главным членом подлежащим (назывные)

  • с одним главным членом сказуемым (о-л, н-л, безличные, с обобщенным-значением).

  • Как определить тип односоставного предложения?

У: - Сказуемое в о-л предложениях может быть выражено формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения или 2 лица повелительного наклонения (я, мы, ты, вы);

н-л – сказуемое имеет форму прошедшего времени множественного числа, а также форму 3 лица множественного числа (они);

безличное – нет и не может быть подлежащего;

назывное – только одно подлежащее.


Работа с кластером

П:- Посмотрите на слайд, дополните кластер.
























Слайд 4



3 мин.




















  1. мин.

2.3.3. Физминутка



Слайд 5

(видеофайл)

  1. мин.

2.3.4. Работа в парах




П: -Запишем несколько предложений, определим их тип и вид

Мне не спалось. Я подошел к окну. Люблю смотреть на ночную улицу. Зима. На улице морозно. Кругом тишина, только в соседнем доме веселятся.


П: -Проверим работу.



5 мин.

2.3.5. Работа с сигнальными карточками

П: -Поработаем с сигнальными карточками


Синяя (о-л):

Сижу за столом у открытого окна.


Люблю конфеты.

Желтая (н-л)

Ведут ко мне коня.

В доме шумят


Зеленая (безл.)

Стемнело.

Хочется спать.


Белая (назывные)

Тишина.

Январь.



Слайд 6

1 мин.

2.3.6. Работа со слайдом презентации


П: - Охарактеризуйте предложения?

Цыплят по осени считают (н-л с обобщенным значением)

Бездонную бочку водой не наполнишь (о-л с обобщенным значением)

Любишь кататься – люби и саночки возить (о-л с обобщенным значением)

По одежке встречают – по уму провожают (н-л с обобщенным значением)


Слайд 7

1 мин.

2.3.7. Проверочная работа с взаимопроверкой


Задание: не списывать, указать только номер. Вид предложения (одн.,двус.) и тип односоставного предложения

Предложения

Тип предложения

1

Меня пригласили прогуляться.

одн., н-л

2

День.

одн., наз.

3

Тишина.

одн., наз.

4

Идем по дороге.

одн., о-л

5

Холодно.

одн., безл.

6

Дышим полной грудью.

одн., о-л

7

Настроение прекрасное.

двус.

8

Хочется петь.

одн., безл.

9

Слезами горю не поможешь.

одн., о-л., с обобщ. знач.

10

Слышна музыка.

двус.

11

Радуюсь прогулке, природе, жизни.

одн., о-л


Слайды 8-9

6 мин.

2.3.8. Дифференцированная работа

(творческая работа в занимательной форме или практическая работа с текстом)


Дифференцированная работа

  • «сильным» - творческая работа в занимательной форме «Ромашка»,

  • «слабым» - практическая работа

Творческая работа:

задание: написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений (темы: «День», «Ночь», «Утро», «Вечер» и т.д. (см. Приложение)

(Загибают лепесток у ромашки, смотрят номер задания, пишут сочинение-миниатюру).

Практическая работа: 

задания:

- расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть

грамматические основы;

- указать вид односоставного предложения.

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь к ужину мимо садового вала… Темнеет… Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. (И.Бунин)


Слайд 10

7 мин.


3. Заключительная часть урока


3.1.Итоги урока.

Рефлексия

Рефлексия

П: - Подведем итоги урока.

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Можете объяснить эту тему другому ученику?

  • Что вызвало затруднение?


- Какие предложения называются двусоставными?

- Какие предложения называются односоставными?

- Назовите группы односоставных предложений.

- Как определить тип односоставного предложения?


Слайды

11-12

2 мин.

3.2. Оценки за урок




1 мин.

3.3. Домашнее задание

1). Готовимся к контрольной работе. Повторяем параграфы 180-185.

2). Задание по выбору:

1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему. Включить в него как можно больше односоставных предложений, определить у них тип.

2. Выписать из газет, журналов, художественной литературы 10-12 односоставных предложений, указать их тип.

3. Упражнение №246


Слайд 13

2 мин.
















Приложение 1


Дидактический материал к уроку


Карточка №1 (ВПР №5)

Списать слова, расставить ударение.

Жалюзи, предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, гренки, мастерски, маркетинг.


Карточка «2 (ВПР 1 (4)

Списать предложение, расставить, где надо, знаки препинания,сделать синтаксический разбор его.

Люблю дымок спаленной жнивы

В степи ночующий обоз. (М. Лермонтов)


(Для справки: Жнива – это спаленная в поле солома, оставшаяся после жатвы)


Перфокарта «Правописание причастий» №3


«Правописание причастий»


Задание: вставить пропущенные буквы


Нежаре


ая картошка

жаре

ая в масле картошка

зажаре

ая картошка

невыуче

ый урок

не законче

ая, а только начатая работа

вовсе не

интересно

не

годующий возглас

книга не прочита

а

маринова

ые грибы

реш

нный пример


Карточка №4 «По следам ошибок» (ВПР №6)

Задание: исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

  1. Вопреки моих стараний я не справился с заданием.

  2. Все было выполнено согласно приказу.

  3. Мы любим и наслаждаемся музыкой Глинки.

  4. Подобравшись поближе, мы замерли.


Творческое задание «Ромашка»


Загибают лепесток, смотрят номер задания, берут карточку с номером:


№1 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «День»


№2 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Ночь»


№3 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Утро»


№4 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Вечер»


№5 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Зима»


№6 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Осень»


№7 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Весна»


№8 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Лето»


№9 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Дорога»


№10 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Включить в него как можно больше односоставных предложений. Тема «Поход»


№11 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Тема «В лесу»


№12 Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений). Тема «В школе»


Практическая работа: 

задания:

- расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы;

- указать типы односоставного предложения.

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины бодро идёшь к ужину мимо садового вала… Темнеет… Поздней ночью когда на деревне погаснут огни когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве как слепой доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее а над головой белеет Млечный Путь. (И.Бунин)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!