(На доске написано число. Классная работа. Закрыто ватманом). 1. Организационно-подготовительный этап - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какое сейчас время года? (Зима) Какой месяц? (Декабрь). А какой месяц зимы по счету? (Первый). Какое сегодня число? Правильно, двадцатое! (Педагог открывает число на доске). Запишите в тетрадь число, классная работа. (Дети записывают). - Какой праздник мы с вами будем скоро праздновать, в конце декабря? Правильно, Новый год. А без чего невозможно представить празднование Нового года? Без какого атрибута? Правильно, без новогодней ёлки! Давайте подумаем, слово ЁЛКА к какой части речи относится? (Прикрепляет табличку ЁЛКА магнитами к доске) - Правильно, елка – существительное. А как вы определили, что это слово относится к части речи СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? (Ответы детей: Потому что ёлка обозначает предмет и отвечает на вопрос что?) (Крепит к доске нарисованную ёлку на ватмане вместо табл. со словом ) - Представим, что вот эта ёлка - существительное. И сегодня на уроке мы будем наряжать нашу ёлочку. А чем мы можем её нарядить? (Ответы детей) Не простыми шариками, а шариками, обозначающими признаки существительного. Вы будете работать в паре. Каждая парта – это команда. Та команда, которая первая правильно выполнит задание, будет получать от меня приз в виде елочной игрушки. А в конце урока вы этими игрушками тоже украсите нашу ёлочку, дополните образ. 2. Основной этап 1 задание: - У вас на партах есть карточки. На одной карточке написано: кто?, на другой: что? Каждой команде надо придумать по пять слов, отвечающих на этот вопрос и вписать в карточку. Кто справится быстрее, получает от меня приз. (Дети выполняют задание). - А теперь договоритесь, кто из команды будет отвечать. Кто-то один зачитает то, что вы написали. Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз). - Итак! Первый признак имени существительного, это то, что он обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто? Что? Первые шарики (ёлочные украшения) с надписью вопросов отправляются на ёлку. 2 задание: - Обычно под ёлку принято класть подарки. А подарки кладут в коробки. Вот у нас сейчас на доске прикреплены как будто три коробки с подарками. Каждая коробка – это род имени существительного. Сейчас мы с помощью жеребьёвки решим, какая коробка достанется какой команде. (Проводит жеребьёвку с помощью маленьких квадратиков рубашкой кверху. Дети переворачивают листик, там написан род. Три команды, три рода.) - Ваша задача: по сигналу, придумать и записать по пять слов к каждому роду на доске, под коробкой. - Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз). - Итак! Второй признак имени существительного, который мы сегодня вспомнили - это род. Продолжаем украшать нашу ёлочку. (Шарик с надписью РОД отправляется на ёлку). Физ.минутка: - А теперь я попрошу все команды встать. Выйти из-за парты в проход м/ду партами. Будем определять следующий признак имени существительного. Это одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Когда я вам буду называть существительное одушевлённое, вы должны хлопнуть в ладоши, а когда неодушевленное, топнуть ногой один раз. Начали: стол, дом, кот, кукла, птица, тетрадь, воробей, конь, дерево, петух, окно. Молодцы! Присаживайтесь тихонько за парты. А мы снова украшаем нашу ёлочку шариками с двумя признаками имени существительного. (Можно разместить на доске перфокарту на которой будет написано одушевленное и изображены ладошки, неодушевленное и изображены сапоги). 3 задание: - Вам даны карточки. Игра «Найди пару» - Какие имена существительные записаны в 1 столбик? Как они пишутся? - А какие слова во 2 столбике? Как они пишутся в русском языке? - Соедините стрелками слова первого столбика со словами второго столбика: кот Абакан город Жербатиха деревня Трактовая река Кизир улица Артём мальчик Матроскин (Дети выполняют задания в карточке) - Спишите в тетрадь слова в столбик парами, имя собственное с нарицательным вместе. Большую букву в собственных именах существительных подчеркните. (Дети выполнили задание). - Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз). - А на ёлку отправляется еще два шарика с названием признаков имени сущ. Как называются эти признаки? – имя собственное и нарицательное. - А теперь обратите внимание на нашу ёлку. Что мы можем сказать о тех признаках, которыми мы украсили её. Какие это признаки? (Постоянные). Правильно! Мы с вами украсили постоянными признаками нашу елку. А какие еще бывают признаки? Правильно! Изменяющиеся! И к ним относится число и падеж. 4 задание: - Вам даются всем карточки с одинаковым текстом. Только задания будут разные для каждой команды. Первая команда из 5 У класса должна выписать из текста существительные в ед.ч, вторая команда выпишет сущ. во мн.ч., а третья команда из 6 У класса определит с помощью памятки в каком падеже употреблено имя существительное река в тексте и сверху над этим словом напишет падеж. Карточка с текстом: Около нашей деревни красивая река. Дорога к реке идёт через рощу по узкой дорожке. Вокруг травы и яркие цветы. Вода в речке чистая. Через воду видны рыбки, камешки, песок. - От каждой команды один отвечающий. Встаём и с места отвечаем. Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз). - А на ёлку отправляется еще два шарика с названием изменяющихся признаков имени существительного. Как будут называться наши шары? – число и падеж. Посмотрите на нашу ёлку, какая она стала нарядная! Давайте еще раз прочитаем названия признаков имени сущ., которые мы с вами изучили, а 6 класс повторил…. (перечисляют все, что есть на елке). Команда 6 У класса. Обращаюсь к вам. Какой постоянный признак имени существительного мы еще на елку не поместили? 5 У класс еще эту тему не изучал, а вы знаете. (Ответы детей). Правильно! Склонение! (Прикрепляет шар с названием – склонение). Примечание: шары с постоянными признаками были выполнены в синем цвете, а шары с изменяющимися признаками в красном цвете.) - Обратите внимание на нашу ёлку, почему шары на ёлке разного цвета? (Потому что признаки имени существительного бывают постоянными и изменяющимися.) Каких признаков больше, постоянных или изменяющихся? Правильно! Постоянных. А теперь я предлагаю выйти по одному представителю от каждой команды и поместить на ёлку ваши призовые шарики! (Дети украшают елку. У детей шарики разного цвета). - Дальше вы будете работать самостоятельно. Благодарю команды за активное участие! |