СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Закрепление правописания безударной гласной в корне слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока по русскому языку  «Закрепление правописания безударной гласной в корне слова»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Закрепление правописания безударной гласной в корне слова»»

Конспект урока по русскому языку

«Закрепление правописания безударной гласной в корне слова»


1. Орг. момент

У. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок чтения. Сядьте удобно и правильно. Покажите готовность по рядам.


Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!


Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что надо, - под рукой!»


2. Работа с пословицей


– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.


– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы?

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?


Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)


3. Постановка проблемы урока


- На ваших столах лежат записки детей. Прочитайте их и каждый найдите и подчеркните ошибку.


Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.

«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.


– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).

– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).

– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?

(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)

– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?

(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

– Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – мячом

– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

- А какое правило – стихотворение помним мы?


4. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.

(Правописание безударных гласных в корне слова.)

– Какие цели поставим перед собой?

(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.

– Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?

– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.

-Открываем тетради, записываем число и классная работа.


5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)


6. Минутка чистописания.

– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.


Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.

Он нес яблочки в лукошке,

Чтобы их все сосчитать

Нужно пальцы загибать.


– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?

(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)

– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.



7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)

– Что общего у всех этих слов?

(Все слова – имена существительные, отвечают на вопрос что?)

– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?

Какие группы у вас получились?

(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)

(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)

– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.

– Какие это буквы? (а,е)

– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).


8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.

– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)

– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.


9. Словарная работа


– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?

– Какую цель поставим на этапе словарной работы? Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)

(Вывешивается табличка со словом.)

– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?

– Что такое яблоко?

(Это плод дерева яблони.)

– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.


– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.


Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.

– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)

– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)

– «Державное яблоко» (символ императорской власти)

– Какой вывод сделаем?

– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).

– Продолжаем работу по развитию речи.


Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).


Яблоку негде упасть

Яблоко раздора

Конь в яблока

Как румяное яблочко

Яблоко от яблоньки недалеко падает.


– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)

– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).

– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.


Яблоку негде упасть – (тесно)

Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)

Как румяное яблочко – (очень красивое)


– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).


Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.

– Докажите, что они однокоренные.

– Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)

– Запишем слово яблонька.

– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.

Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.


Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.


– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково)


10. Физминутка


– Пришло время отдохнуть.

– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.


11. Работа с текстом


Прочитайте.


Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.


– Что прочитали? (Текст.) Докажите.

– Какой тип текста?

– Придумайте заголовок.

– Какие виды орфограмм встретились в тексте?

– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?

– Пропущенные орфограммы выделить.


Проверка с доски.


Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.

– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)


Дополнительная информация


Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.


– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.


Выполнение упражнения 318, стр. 57. Взаимная проверка.


13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете  таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

 

о

а

и

е

я

1

 

 

 

 

.

2

.

 

 

 

 

3

.

 

 

 

 

4

 

 

 

.

 

5

 

 

 

.

 

6

 

 

 

.

 

7

 

 

.

 

 

8

 

.

 

 

 

9

.

 

 

 

 

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.


14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?


Рефлексия

– Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!