Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: актуализация знаний, устный опрос. Словесн.: формулировка темы и цели урока. | ≈5 | – А вы знаете, что люди, которые выпускают газеты, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. - Тексты, как вы знаете, бывают разными. - Ребята, а что такое текст? (предложения, связанные по смыслу) - Какие типы тексов вы знаете? (Т-повеств., Т-опис., Т-рассужд.) - Что такое текст-повествование? (автор рассказывает о чём-либо) - Что такое текст-описание? (автор описывает что-либо) - Что такое текст-рассуждение? (автор рассуждает на какую-либо тему) - Ребята, что значит - рассуждать? (объяснять, искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы) - Важно ли владеть этим умением? - Все названное вами является строительным материалом рассуждения. - А часто ли вы рассуждаете на какие-то темы? - Задаёте себе вопросы? - Это всё и называется рассуждением. - Как вы думаете, какая будет тема урока? (Т-рассужд.) - Вы уже знакомы с таким типом текста, тогда чем мы будем заниматься на уроке? - Определите цель урока (закрепить ранее полученные знания по этой теме, написать текст-рассуждение) | Актуализировать ранее полученные знания, отвечать на вопросы учителя, высказывать свои мысли. Определять тему и цель урока. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Практич.: работа с разными типами текстов. Словесн.: устный опрос. Словесн.: устный опрос. Словесн.: устное задание. Практич.: самостоятельное составление текста-рассуждения. Словесн.: оценка выступлений одноклассников. | ≈35 | - Ребята, в начале урока я сказала о том, что люди, которые занимаются написанием газет, должны хорошо разбираться в типах текстов. - Хотели бы вы когда-нибудь писать газеты? - Сегодня вам представится эта возможность. - Но для начала, как настоящие газетчики, попробуем различить типы текстов. - Если я прочитаю текст-повествование, то поднимите зелёную ручку, если текст-описание, то красную ручку, а если текст-рассуждение, то синюю. - 1) В этом году у нас на даче богатый урожай яблок, слив и груш. Мама с бабушкой решили варить компоты и варенье. Я, конечно, им помогаю. Душистые краснобокие яблоки надо помыть, порезать, очистить от семечек. Варенье мы готовим в большом медном тазу. Сначала бабушка приготовила сахарный сироп, в него высыпала порезанные яблоки и сливы, сказала, что так будет вкусней. Тем временем, в большой кастрюле закипел будущий компот из яблок и груш. Мама осторожно помешивает его большой деревянной ложкой. К вечеру остывшее варенье мы разложили в банки, которые потом переедут в погреб, а компот разлили в банки побольше и закатали крышками. Уставшие мы сели пить чай. Солнце уже садилось, в саду было очень тихо и пусто. Я представила, как зимой мы будем открывать ароматное варенье и душистый компот, вспоминая наш сад, и не стала грустить. - Почему это текст-повествование? - Какие у него признаки? - 2) Прогуливаясь в весеннем лесу я нашла(нашёл) цветущий луг. Он находился на краю леса. Мне стало интересно, что происходит с поляной в лесу день за днём. И я стала(стал) приходить туда каждую неделю. В начале весны там лежал снег. Потом он немного стал серым и куда -то пропала его пушистость. Затем появились проталины и первые ростки травы. Спустя несколько недель, трава стала более пушистой и зеленой. Прошло ещё несколько недель, на этом лугу появлялись первые цветы. Подснежники. Они радовали прохожих людей своей нежностью. И многие говорили:" Какая красота! Чудесное творение природы!" Потом подснежники сменили другие цветы мать и мачеха. Казалось будто кто-то ночью застелил поляну жёлтым ковром. Чудесное влияние оказывает весна на лес. Всё как будто начинает дышать и радоваться. Птицы поют на разные лады. Пахнет сыростью и свежестью. Кажется, что ты попадаешь в загадочный, неизведанный мир. - По каким признакам поняли, что это текст-описание? - Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись разгадывать загадки природы. - По каким признакам поняли, что это текст-рассуждение? - Повторим ещё раз, что такое текст-рассуждение? - С каких слов можно начать писать такой текст? - Что может быть в тексте? (вопросы к себе и читателю с последующими ответами) - Попробуйте устно рассудить, для чего нужны цветы в классе, например. - Выборочно послушаем ваши рассуждения. - А теперь предлагаю вам изобрести свою газету, которая будет называться «Мир профессий». - В этой газете, вы будете тренироваться рассуждать на тему профессий. - Выберите какую-нибудь профессию, которая вам интересна, и письменно попробуйте порассуждать, чем она полезна и что она приносит. - Итак, с каких слов может начинаться ваш текст? (Чем интересна профессия…?) - И дальше вы будете рассуждать, чем же она интересна и полезна. - В тексте вы можете задавать вопросы читателю вашей будущей газеты, можете задавать вопросы себе, и отвечать на них. - Приступайте к выполнению работы. - Выборочно послушаем тексты-рассуждения. - Ребята, оцените текст, составленный и прочитанный вашим товарищем. - Самые лучшие тексты-рассуждения попадут в настоящее школьное издание! | Отвечать на вопросы учителя. Работать с разными типами текстов, обозначая их разными цветами, слушать учителя. Отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать своё мнение. Рассуждать о признаках текста-повествования, описания и рассуждения. Определять признаки текста-рассуждения, готовиться к практическому заданию, отвечать на вопросы учителя. Составлять текст-рассуждение на тему профессий, выступать с написанным текстом перед классом, оценивать тексты товарищей. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. |