СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"»

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

1) Образовательные: формировать представление о различии между звуком и буквой, обозначение мягкости согласного звука гласными ё, е, ю, я.

2) Развивающие: развитие речи, логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы.

3) Воспитательные: воспитание волевых качеств: ответственности, дисциплинированности.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Минутка чистописания (3 мин.).

3. Повторение изученного (5 мин.).

4. Работа по теме урока ( 10мин.).

5. Физкультминутка (1 мин.).

6. Закрепление изученного (12 мин.).

7. Домашнее задание (1 мин.).

8. Итог урока (2 мин.).

Ход урока.

Этапы урока


Деятельность

учителя


Деятельность

учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

- Ребята, а у вас все в порядке? Все ли готово к уроку?







Подготовка к работе.

  1. Минутка чистописания

- Откройте тетради и запишите дату.

- Ребята, с какой работы мы всегда начинаем уроки русского языка?

- Какая задача стоит перед нами?

- Что значит писать красиво?

- На 1-й строчке напишем «иголочки ежа». До конца строчки, безотрывно.

- На второй строчке - Ии, Цц, Шш, Щщ.



Чистописание.



Писать красиво.


Соблюдая наклон, высоту букв и т.д.

  1. Повторение изученного

1.Индивидуальная работа на карточках.

Найди однокоренные слова, выдели корень.

Задание 1.

Белка, белый, белить;

Вода, водяной, водить; Лист, лиса, лисёнок;

Лось, лоскут, лосёнок; Горный, горка, городок; Пес, песочный, песок.

Задание 2

Моряки, морской, моржи; Корень, корневой, коржи; Холод, холмик, холодок; Носик, носит, носок;

Семя, семечко, семья; Вдруг, подруга, друзья.

2.Фронтальная работа.

От названия предметов образовать название профессий, выделить корень.

Рыба-..., баян-..., груз-..., трактор-.., кран-..., суд-..., стол-..., машина-...;




Работают два человека в тетрадях.


Белый, белить;

Вода, водяной;

Лиса, лисёнок;

Лось, лосёнок;

Горный, горка;

Песочный, песок.


Моряки, морской;

Корень, корневой;

Холод, холодок;

Носит, носок;

Семя, семечко;

Подруга, друзья.

Работа с классом.





Рыба-рыбак, баян-баянист, груз-грузчик, кран-крановщик, суд-судья, стол-столяр, машина-машинист.

  1. Работа по теме урока

- Вспомните, чем отличается звук от буквы?

- Молодцы, верно.

Звуки мы слышим, а буквы пишем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков 42!

Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Не верите? А вот посмотрите: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п']. А ведь есть еще «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], которые обозначаются соответственно буквами я, ю, е, ё, то есть каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука!

А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом и буквы. Сколько раз вы найдете несоответствие звуков и букв? Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные.

Правильно, безнадежное дело, так как и для твердых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например: [т] и [т'] выражаются одной буквой т. Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские слова, если у он не знает способа обозначения мягкости согласной. Простую фразу: л «Мальчик пил воду» — он может произнести так: «Мялчыкь пыль вёдю!». Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислуживает им ь и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящей впереди согласной.

Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки—в царстве того, что мы слышим, а буквы - в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.

2. Упр. 34, стр. 18 (устно).

- Произнесите по порядку звуки, из которых состоят эти слова.

- А теперь назовите буквы.

- Какая буква звука не обозначает?

- Какую пословицу можно составить из этих слов? Объясните ее смысл.

-Какая буква еще не обозначает звука?

Упр. 35, стр. 18.

- Выпишите только те слова в которых букв больше, чем звуков.

- Почему?

Звуки произносятся, буквы пишутся.



































































[т] [р] [у] [т] [л'] [э] [н'] [к] [о] [р] [м'] [и] [т] [п] [о] [р] [т'] [и] [т]

Труд, лень, кормит, портит.

(«Ь»)


Труд кормит, а лень портит.



(«Ъ»)



Гвоздь, холодильник, письмо, дождь, сильный, ходьба.

Ь не обозначает звука.

  1. Физкультминутка

Мы дружно трудились, Немножко устали,

Быстро все сразу,

За партами встали,

Руки поднимаем,

И очень глубоко

Всей грудью вдохнём.

Дети выполняют.

  1. Закрепление изученного

1.Работа над правилом, стр. 19.

- Сколько гласных букв?

- А гласных звуков?

- Какие гласные буквы обозначают два звука?

- Когда они обозначают два звука?

- А если они стоят после согласных, что обозначают? 2.Упр. 36, стр. 19.

Разгадывание кроссворда. Запись слов. Подчеркивание гласных букв.

3.Аналитический контроль над двоякой ролью букв Е, Ё. Ю, Я.

Упр. 37.

- Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

-Придумайте еще 2 таких слова.




10.

6

У, ё, ю, я.

В начале cлова, после гласных, после ь, ъ.


Мягкость согласного.










Прыгает, взъерошил, хорошая.

  1. Домашнее задание

Упр. 38, стр. 17; правила.



  1. Итог урока

- Чем отличается звук от буквы?

- Как звуки обозначаются на письме?

Звуки произносятся, буквы пишутся.

Звуки на письме обозначаются буквами.






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!